Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Норвегия отказалась от участия в сооружении базы хранения отработавшего ядерного топлива в губе Андреева под надуманным предлогом

«СевРАО» рассчитывает начать вывоз отработавшего ядерного топлива с технической базы в губе Андреева в первой половине 2017 года.

Об этом заявил начальник отдела координации и реализации международных программ Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев на заседании Общественного совета по безопасному использованию атомной энергии, которое состоялось на днях в Мурманске.

20 лет назад, в 1995 году, мурманский комитет экологии впервые за время существования береговой технической базы в губе Андреева провел проверку объекта и запретил его эксплуатацию. Тогда объекты в губе Андреева делились на две категории: с опасной обстановкой и чрезвычайно опасной обстановкой.

Сегодня там, как и раньше, хранится 17000 кубометров твердых радиоактивных отходов (ТРО), 1300 кубометров – жидких радиоактивных отходов (ЖРО) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) из почти 100 реакторов атомных подводных лодок (22000 отработавших тепловыделяющих сборок, 3000 чехлов).

«Когда «СевРАО» пришло на объект, там не было ни одного документа. Пришлось начинать все с нуля: работы начались с принятия решения о создании инфраструктуры и определения очередности выемки топлива», – рассказал Григорьев.

Обращение с ОЯТ софинансировали Европейская Комиссия, Норвегия, Швеция, Великобритания, ЕБРР, создание обеспечивающей инфраструктуры – Европейский Банк, Норвегия и Швеция. Всего, по словам Григорьева, в объект вложено порядка 6 миллиардов рублей, 70% из которых – деньги европейских стран.

С 2001 года началось создание необходимой инфраструктуры для проведения работ.

Сердце губы Андреева – здание укрытия емкостей с ОЯТ, которое накроет 22000 сборок. Именно в этом здании будет проходить выемка отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС). Построены накопительная площадка для наполнения транспортных упаковочных контейнеров ядерным топливом, ремонтно-механический цех, площадка дезактивации, санпропускник, лабораторный комплекс, инженерная инфраструктура, сеть электроснабжения.

Сейчас все хранилища, в которых была опасная или чрезвычайно опасная обстановка, «уложены», созданы условия для обслуживающего персонала. Построен ремонтный цех и цех для дезактивации оборудования, предназначенного для обращения с ОЯТ. Пока не введен в эксплуатацию только комплекс по дезактивации.

«За прошедший год мы вынули 1400 кубометров радиоактивного грунта. Это не было предусмотрено проектом. Это пришлось делать «на ходу», чтобы не задерживать график работ и не давать простаивать технике», – рассказал Григорьев.

Говоря об участке для хранения загруженных контейнеров, он отметил, что в середине октября будут закончены работы по установке крана, и здание будет готовиться к передаче. «Планируется, что 1 ноября здание будет передано в эксплуатирующую организацию», – сказал он. В ближайшее время будет объявлен конкурс на строительство укрытия накопительной площадки с ТРО.

Представитель Росатома отметил, что большая часть объектов, предназначенная для выгрузки ОЯТ, готова к работам. Завершаются работы по сооружению укрытий над хранилищами ОЯТ. Есть надежда на то, что в следующем году строительство будет закончено, и можно будет приступить к «горячим испытаниям».

Говоря о графике работ, Григорьев подчеркнул, что основные работы заканчиваются в 2016 году. «Вывозить ОЯТ можно начать в первом полугодии 2017 года. Мы уже очень близко к вывозу топлива из губы Андреева», – не без гордости подчеркнул Григорьев.

Однако в этом году произошла непредвиденная задержка в реализации проекта из-за разногласий с норвежской стороной.

По словам представителя Росатома, в феврале 2015 года были достигнуты договоренности с норвежской стороной о том, какие контракты на какой объем работ будут подписаны, и какие средства будут на это выделены. Планировалось подписание контрактов в мае, но губернатор норвежской губернии Финнмарк попросил перенести подписание на конец августа. В августе губернатор Финнмарка объявил, что не собирается подписывать этот контракт.

Разногласие произошло из-за того, что норвежская сторона настаивает на включении в контракт установку навигационных знаков на морском маршруте Северного флота, что, по мнению норвежцев, сделает вывоз ОЯТ более безопасным. Однако с этим не согласны эксперты по ядерной безопасности, отвечающие за проект по разгрузке хранилища в Андреевой губе. Росатом настаивает на том, что на выгрузку и вывоз ОЯТ модернизация навигационной системы не влияет. Текущее состояние навигационных знаков обеспечивает безопасность судоходства.

«Навигационными знаками занимается военное ведомство, эти знаки никак не предусмотрены в транспортно-технологической схеме вывоза ОЯТ. Корабли Северного флота ходят в море, а значит, по тому же Севморпути пройдем и мы. «Серебрянка» уже ходила в губу Андреева, в этом году «Россита» пойдет вывозить оттуда РАО, – рассказал Григорьев. – Этот вопрос рассматривался на российско-норвежской комиссии в этом году, и «Атомфлот» заверил, что в случае необходимости предприятие предоставит лоцмана, с помощью которого будет обеспечена безопасность транспортировки ОЯТ.

«За время простоя мы могли бы сделать дороги, канализацию, строительно-монтажные работы. Ничего этого не сделано. Мы потеряли год. Но работы все равно надо будет выполнять, иначе реализация проекта затянется», – с горечью констатировал Григорьев.

«Договор, очень надеюсь, будет подписан в этом году. Но думаю, что, скорее всего, норвежская сторона передаст эти деньги в Фонд природоохранного партнерства, что приведет к увеличению сроков реализации проекта и увеличению его бюджета. Или нам придется совмещать выполнение строительных работ с вывозом топлива, что тоже не очень хорошо», – заявил он.

По сообщению «Беллоны.Ру».
 

 


Назад