Население Земли в ближайшие десятилетия начнет сокращаться

Для обеспечения роста численности населения показатель рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину, при этом в 2021 году мировой показатель рождаемости составил 2,23. Однако авторы статьи указывают на стабильный тренд на снижение этого значения – если в 1950 году мировой показатель рождаемости составлял 4,84, то к 2050 он, по прогнозу, составит 1,83, а к 2100 году – 1,59

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Интервью Президента России Владимира Путина Дмитрию Киселёву: «Я просто исполняю свой долг перед Россией и перед нашими людьми»

Владимир Путин ответил на вопросы Дмитрия Киселёва

Желающих приглашают переплыть озеро Имандра в Мончегорске

Летом на озере Имандра пройдёт заплыв в холодной воде X-WATERS Imandra-2024. Участникам предстоит преодолеть 10-километровую марафонскую дистанцию. Старт будет взят у Риж-губы 10 августа, а финиш запланирован на набережной Мончегорска

Назначена дата начала метеорологической весны в Москве

Начало метеорологической весны в Москве, по всей видимости, все-таки условно, но будет положено уже 15 марта – за 5-6 суток до астрономической (20 марта) и климатической (21 марта) весны. Снежный покров в столице полностью сойдет лишь к середине апреля

Весь март Землю будут атаковать магнитные бури

Метеозависимым людям необходимо держать под рукой успокоительные и другие лекарства. Также рекомендуется избегать стрессов и негативных эмоций

ИСКРРА представляет календарь праздничных и памятных дат на март 2024 года

31 – Международный день резервного копирования – День бэкапа

ИСККРА берет паузу

Однако сайт остается активным, посетители могут пользоваться всеми опубликованными информационными и справочными материалами. Будут появляться лишь системные и не требующие отлагательств сообщения. О возобновлении работы сайта в полном объеме сейчас говорить рано, нужно отдохнуть. Справки, консультации, вопросы – по электронной почте на главной странице сайта и телефону 8-909-564-14-41

 

Советские герои Арктики. Малоизвестные подвиги кораблей Северного флота

Самый сильный, обученный, вооруженный и "морозоустойчивый" флот России 1 июня отметил свой годовой праздник. Сегодня это военно-морское объединение – одно из мощнейших на планете. О малоизвестных или подзабытых кораблях моряков-североморцев, снискавших славу в минувшем веке, – этот материал.

Подлодка Д-3 «Красногвардеец»

Советская дизель-электрическая подводная лодка Д-3 "Красногвардеец" вписана в историю мирового мореходства как первая субмарина, совершившая подледное плавание. 5 февраля 1938 года лодка вышла в направлении дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1". Экипаж должен был наладить радиосвязь между спасательными кораблями и дирижаблем "СССР-В6", которые спешили на выручку участникам экспедиции Ивана Папанина, изолированным на тающей льдине. Во время похода Д-3 посетила район острова Ян-Майен, став первой советской подлодкой, побывавшей в Западном полушарии. А 12 февраля она преодолела в подводном положении пятикабельтовую ледовую перемычку, отделявшую ее от "чистой" воды. Это сегодня российские атомоходы свободно ходят в Арктику, но 80 лет назад получасовой подледный рывок "Красногвардейца" стал настоящим подвигом. Такого до советских моряков не делал никто.

Д-3 воевала с первых дней Великой Отечественной, несколько раз участвовала в боевых походах. В одном из них, осенью 1941-го, экипаж "Красногвардейца" потопила и повредила несколько вражеских транспортов. В апреле 1942-го подлодку удостоили почетного звания "гвардейская", но носила его субмарина, к сожалению, недолго. В июне того же года она ушла в очередной дальний поход в Баренцево море и не вернулась. Д-3 "Красногвардеец" так и не нашли, лодка до сих пор числится пропавшей без вести. Место и обстоятельства ее гибели неизвестны.

Эсминец «Гремящий»

Гвардейский эсминец "Гремящий" за годы Великой Отечественной заработал репутацию самого героического и отчаянного корабля Северного флота. Он сражался с первых дней войны вплоть до января 1945-го, когда его отправили на капитальный ремонт. "Гремящий" выполнил более 90 боевых задач, прошел около 60 тысяч морских миль, отбил 112 атак авиации, сбил и подбил около 20 немецких самолетов, сопроводил 40 союзных и 24 советских морских конвоя, десятки раз вступал в артиллерийские дуэли с кораблями противника, обстреливал вражеские порты и береговые укрепления, повредил глубинными бомбами две вражеские подлодки и уничтожил одну.

Очередную победу "Гремящий" одержал 30 марта 1942 года. Эсминец в числе прочих кораблей сопровождал в Мурманск из Шотландии арктический конвой PQ-13 с грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. У входа в Кольский залив экипаж "Гремящего" обнаружил рубку подводной лодки противника, идущей прямо на союзные корабли. Эсминец первым встал между конвоем и вражеской субмариной, успевшей уйти под воду. На скорости 20 узлов "Гремящий" вышел на боевой курс и атаковал подводную лодку 12 глубинными бомбами. Вскоре на поверхность воды всплыли масляные пятна и обломки. По версии командования флота, эсминец уничтожил немецкую подлодку U-585. За ратные подвиги первый командир "Гремящего" капитан третьего ранга Антон Гурин в 1945 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

К-3 «Ленинский комсомол»

Первой советской атомной подводной лодке К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 не довелось побывать в боях. Однако вряд ли кто-нибудь усомнится, что экипажи этой АПЛ – герои. Первые годы становления советского атомного подводного флота – время проб и ошибок, технологии производства и обслуживания реакторов еще не были достаточно изучены и отработаны на практике. Служба моряков-подводников на принципиально новых кораблях была опаснее ремесла летчиков-испытателей. Катастрофа истребителя унесет жизнь одного пилота, гибель АПЛ – десятков (если не сотен) членов экипажа. А такие "мелочи", как лучевая болезнь, среди первопроходцев-атомщиков считались неизбежным злом, с которым приходилось мириться.

К-3 спустили на воду 9 августа 1957-го, а уже в 1961-м лодка отправилась на свою первую боевую службу в Атлантическом океане. Год спустя она совершила самый длительный на тот момент переход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды миновав точку Северного полюса. За этот поход высший офицерский состав К-3 удостоился звания Героев Советского Союза, а весь личный состав наградили орденами и медалями. За более чем 30 лет службы К-3 неизменно демонстрировала хорошие результаты, однако была, как говорят, "сырая". Мелкие поломки и неисправности в силовой установке считались рутиной. Но единственная серьезная авария на АПЛ произошла не по вине реактора.

8 сентября 1967-го во время боевого дежурства в Норвежском море на "Ленинском комсомоле" случился пожар. Загорелись первый и второй отсеки, где хранились торпеды. К счастью, взрыва удалось избежать, однако из-за задымления погибли 39 подводников. Лодка смогла своим ходом вернуться на базу. Вины экипажа в аварии не было. Как позже выяснило следствие, возгорание возникло из-за утечки огнеопасной жидкости – в системе гидравлики была бракованная деталь.

Крейсер «Александр Невский»

О большинстве подвигов экипажей кораблей Северного флота в годы холодной войны если и станет известно, то очень нескоро. Инциденты и конфликтные ситуации, возникавшие в море между двумя сверхдержавами, предпочитали держать в тайне и СССР, и США. Однако и в мирных условиях советским морякам-североморцам неоднократно приходилось действовать быстро и решительно. Боевую выучку не раз демонстрировал экипаж легкого крейсера "Александр Невский" проекта 68-бис (на фото), вступившего в состав ВМФ накануне нового, 1955 года. Корабль отправлялся в дальние походы в Атлантику и Арктику, представлял родной Северный флот на военно-морских парадах, получал оценку "отлично" на многочисленных маневрах и учениях.

Но больше всего он знаменит тем, что неоднократно приходил на помощь соотечественникам, оказавшимся в беде. 26 марта 1958-го моряки "Александра Невского" спасли в штормовом море девять человек с потерпевшего крушение противолодочного гидросамолета Бе-6. Крейсер добрался до места в самый последний момент – аварийный плот экипажа самолета уже почти ушел под воду. Несколько месяцев спустя "Александр Невский" помог экипажу сейнера, потерпевшего крушение в десятибалльный шторм. В 1967-м буксировал аварийный крейсер "Адмирал Головко". Во время спасательной операции корпус "Александра Невского" дал трещину от нагрузки, и корабль пришлось отправить в ремонт. А уже в феврале 1972-го он устремился на помощь аварийной подлодке К-19 с подменным экипажем. В Гренландском море корпус "Александра Невского" вновь треснул, не выдержав удара волн. Но крейсер выполнил боевую задачу и добрался до К-19 в срок.


 

 


Назад