Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Сразу три магнитные бури накроют Землю в апреле

В течение апреля ожидается несколько периодов геомагнитных возмущений, но прогнозы, составляемые синоптиками, могут носить только предварительный характер, поскольку магнитное поле Земли постоянно находится в движении

Вильфанд: Рано радуемся. Погода в Москве «нервничает»

С помощью ведущих синоптиков рассказываем, пора ли убирать демисезонную одежду в шкаф, а также прикидываем, каким может быть лето

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

25 – Международный день ДНК

Население Земли в ближайшие десятилетия начнет сокращаться

Для обеспечения роста численности населения показатель рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину, при этом в 2021 году мировой показатель рождаемости составил 2,23. Однако авторы статьи указывают на стабильный тренд на снижение этого значения – если в 1950 году мировой показатель рождаемости составлял 4,84, то к 2050 он, по прогнозу, составит 1,83, а к 2100 году – 1,59

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Сергей Эйзенштейн, снявший всего семь фильмов и ставший классиком мирового кино. К 125-летию великого режиссера

Советский режиссер театра и кино, теоретик кино Сергей Михайлович Эйзенштейн родился 22 (10 по старому стилю) января 1898 года в Риге (Латвия) в семье инженера и архитектора Михаила Эйзенштейна и Юлии Конецкой, происходившей из семьи архангелогородских купцов.

Он получил хорошее домашнее образование: изучал три языка – английский, французский и немецкий, брал уроки верховой езды и игры на рояле, увлекался фотографией и рисовал карикатуры.

В 1912 году родители развелись, и по решению суда мальчик остался с отцом.

В 1915 году Эйзенштейн окончил Рижское реальное училище, затем три года учился в Петроградском институте гражданских инженеров. После Октябрьской революции 1917 года, не закончив учебы, добровольцем ушел в Красную Армию, был техником-строителем на Западном фронте, художником при политуправлении, участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер.

Осенью 1920 года Эйзенштейн был направлен в Академию Генштаба на курсы переводчиков (класс японского языка), но не стал там продолжать учебу, а ушел в театр. Он поступил художником в Первый рабочий театр Пролеткульта, где в 1921 году оформил спектакль "Мексиканец" по Джеку Лондону.

С 1921 по 1922 год Эйзенштейн был слушателем и режиссером-стажером Государственных высших режиссерских мастерских под руководством режиссера Всеволода Мейерхольда. Вместе с будущим известным кинорежиссером Сергеем Юткевичем оформлял спектакли в театре "Мастфор" и в Центральном просветительском театре.

С 1923 года Эйзенштейн руководил театральными мастерскими Пролеткульта, преподавал различные дисциплины (от эстетики до акробатики), среди его учеников были будущие известные режиссеры Григорий Александров и Иван Пырьев.

В 1923 году в журнале "ЛЕФ" Сергей Эйзенштейн опубликовал свой творческий манифест "Монтаж аттракционов", в котором обосновывался метод воздействия на публику с помощью цирковых, эстрадных приемов, а также плаката и публицистики в театральных спектаклях.

Свой первый полнометражный фильм "Стачка" режиссер снял в 1924 году и получил за него золотую медаль на выставке в Париже. Золотой медали выставки была удостоена и его следующая кинокартина "Броненосец Потемкин", вышедшая на экраны в 1925 году. Американская киноакадемия признала киноленту лучшим фильмом 1926 года. Картина неизменно присутствует в рейтинге десяти самых значительных произведений мирового кинематографа, который составляется каждые 10 лет, начиная с 1952 года.

Фильмы "Октябрь" (1927) и "Старое и новое" (1929) отразили следующий этап в его творчестве, когда от идеи "монтажа аттракционов" он логически пришел к своего рода "монтажу мыслей", реализованной в ряде метафор.

"Октябрь" завершал условную революционную кинотрилогию Эйзенштейна, начатую "Стачкой" и "Броненосцем "Потемкиным". Благодаря тому, что режиссер "переписал" событийную канву Октябрьской революции, "Октябрь" стал в мировом кино одним из первых примеров воплощения на экране "второй реальности", кажущейся подлиннее настоящей.

В 1929 году Эйзенштейн вместе с актером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ был командирован за границу – сначала в Западную Европу, а затем в США. Он читал лекции в университетах Лондона, Амстердама, Брюсселя и Гамбурга, выступал в эфире берлинского радио. В США Эйзенштейн заключил контракт с компанией Paramount Pictures на экранизацию "Американской трагедии" Теодора Драйзера, но компания отказалась от сценария Эйзенштейна. Позднее режиссер приступил к работе над фильмом "Да здравствует Мексика!", который не был завершен. Позднее фильм был доработан Григорием Александровым в 1979 году.

После возвращения в Советский Союз в 1932 году Сергей Эйзенштейн занимался научной и педагогической деятельностью.

Преподавал в Государственном техникуме кинематографии, преобразованном в 1938 году во ВГИК. С 1937 года был профессором ВГИКа. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой книг "Смысл фильма" (1942) и "Форма фильма" (1949), где разрабатывались принципы цвета, звука и монтажа в кино.

В 1935-1936 годах он снимал фильм "Бежин луг", посвященный памяти Павлика Морозова. Картина была запрещена Политбюро "ввиду антихудожественности и явной политической несостоятельности".

За свой следующий фильм "Александр Невский", созданный в 1938 году, режиссер получил орден Ленина, степень доктора искусствоведения и Сталинскую премию. В отличие от "Броненосца" и "Октября", важную роль в этом фильме играет работа профессиональных артистов, главную роль исполнил известный актер Николай Черкасов.

В 1940 году он поставил на сцене Большого театра оперу Рихарда Вагнера "Валькирия".

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) режиссер участвовал в деятельности Еврейского антифашистского комитета, принял участие в съемках пропагандистского короткометражного фильма на английском языке "To the Jews of the World" (К евреям мира) и в радиопрограмме "To Brother Jews of All the World" (К братьям евреям всего мира, июль 1941), призывавших англоязычных евреев к единству в борьбе с фашизмом.

Последний фильм Эйзенштейна – кинотрагедия "Иван Грозный" в двух сериях стал второй вершиной творчества режиссера. В этом фильме Эйзенштейн затронул идею трагической расплаты правителя за преступления, совершенные в ходе борьбы за власть. В картине снимались Николай Черкасов, Амвросий Бучма, Серафима Бирман, Михаил Жаров, музыку к фильму написал известный композитор Сергей Прокофьев. За первую серию "Ивана Грозного", вышедшую в 1945 году, Эйзенштейн был удостоен Сталинской премии. Однако историческая концепция, предложенная Эйзенштейном во второй серии, входила в противоречие с официальной трактовкой личности Ивана Грозного тех лет, и в сентябре 1946 года ЦК ВКП (б) принял постановление, резко критикующее вторую серию картины за искажение русской истории и образов ее деятелей. Фильм был выпущен на широкие экраны лишь в 1958 году.

В ночь на 11 февраля 1948 года Сергей Эйзенштейн скончался от сердечного приступа в Москве во время работы над статьей "Цветовое кино". Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Сняв за свою карьеру лишь семь художественных картин, Эйзенштейн вошел в историю кино как один из крупнейших его теоретиков и практиков. В 1956 году вышло однотомное, а в 1964-1971 годах – 6-томное собрание сочинений режиссера.

Сергей Эйзенштейна был женат на журналистке Пере Фогельман (литературный псевдоним – Пера Аташева).

Эйзенштейн был удостоен двух Сталинских премий первой степени (1941, 1946). Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР (1935), доктором искусствоведения (1939).

В 1968 году Москве именем режиссера названа улица, расположенная на территории Северо-Восточного административного округа. В 2008 году распоряжением правительства Москвы была создана Библиотека киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.


 

 


Назад