18 ноября 2022 13:53
Сроки строительства новых атомных ледоколов постоянно срываются из-за несвоевременных поставок
Группировка атомного ледокольного флота России выполняет поставленные перед ней задачи, однако к 2026-2027 году половина судов выработает свой ресурс и к 2030 году может возникнуть дефицит, который нельзя допустить.
Об этом заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев на заседании Межведомственной комиссии Совбеза по вопросам обеспечения национальных интересов РФ в Арктике. Медведев сообщил о сложностях при строительстве и сдаче в эксплуатацию ледоколов, в том числе из-за несвоевременных поставок.
"Ряд проблем уже выявился в ходе строительства и сдачи в эксплуатацию ледоколов – есть связанные со срывом сроков из-за несвоевременных поставок и дефицит квалифицированных кадров, необходимость дополнительного финансирования. Проблемы не новые, но сейчас в известной степени обострились. И отставание от графика действительно происходит. Оно пока не преодолено", – сказал он. Медведев предложил участникам заседания озвучить планы по исправлению ситуации.
На протяжении нескольких последних лет затягивалось строительство российских универсальных атомных ледоколов проекта 22220, необходимых для освоения Арктики.
В 2017 году из-за срыва сроков поставки заводом "Киров-Энергомаш" паротурбинной установки "Балтийский завод" совместно с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) и "Росатомом" были вынуждены направить в правительство России обращение о переносе вправо сроков сдачи головного атомного ледокола проекта 22220 "Арктика". Поначалу "Арктику" планировалось сдать в эксплуатацию 2017 году, но из-за отсрочек это произошло в 2019-м. Кроме того, в феврале 2020 года во время пусконаладочных работ на "Арктике" произошел отказ обмотки носового статора правого гребного электродвигателя. Межведомственная комиссия установила, что двигатель не подлежит ремонту и требует демонтажа. Несмотря на это, ледокол в октябре 2020 года приняли в эксплуатацию, учитывая возрастающую интенсивность судоходства в акватории Северного морского пути. Гребной электродвигатель заменили только в 2021 году.
"Киров-Энергомаш" задерживал поставки паротурбинных установок и для двух серийных атомоходов проекта "Сибирь" и "Урал". В результате ледокол "Сибирь" сдали в эксплуатацию в 2021 году (вместо 2019-го), только сейчас готовится к сдаче ледокол "Урал" (по планам – в 2020 году).
Сдача в эксплуатацию новых серийных атомных ледоколов проекта 22220 "Якутия" и "Чукотка" намечена на 2024 и 2026 годы соответственно. Кроме того, ожидается подписание контракта на строительство на "Балтийском заводе" еще двух атомоходов этого же проекта с передачей их "Росатому" в 2028 и 2030 годах.