17 октября 2021 10:29
Как атомный ледокол «Ленин» впервые высадил на лед дрейфующую полярную станцию. Один день в истории
60 лет назад, 17 октября 1961 года, атомный ледокол «Ленин» Мурманского морского пароходства высадил в арктических льдах к северу от острова Врангеля экспедицию для организации полярной станции «Северный полюс-10» (СП-10). Высадка персонала впервые в истории «Северных полюсов» была осуществлена морской экспедицией, все предыдущие СП доставлялись с помощью авиации.
СП-10 была открыта в точке с координатами 75°27" северной широты, 177°10" восточной долготы. Станция проработала 2,5 года, завершив дрейф 29 апреля 1964 года в точке с координатами 88°32" северной широты, 90°30" восточной долготы. Руководители станции были Н.А. Корнилов, К.Б. Константинов, В.Ф. Захаров. Дрейф льдины составил 3960 километров за 914 суток со средней скоростью 4,3 км/сутки.
Навигация 1961 года для атомохода «Ленин» вообще была несколько необычной. К ее концу, 11 сентября, атомоход вышел из порта Мурманск. Из моря Лаптевых он вывел на запад последние суда, принял на борт с ледокольного парохода «Леваневский» и дизель-электрохода «Ангара-гэс» коллектив зимовщиков и 510 тонн экспедиционного груза. Через скованный молодым льдом пролив Санникова ледокол взял курс на восток. В Восточно-Сибирском море пробивался сквозь мощный паковый лед. К северу от острова Врангеля подошел к огромной дрейфующей льдине. В условиях полярной ночи и сильных морозов началась разгрузка и одновременно сборка жилых домиков, радиостанции, складов. Все свободные от вахт моряки трудились вместе с полярниками. К 17 октября, дню открытия XXII съезда КПСС, все работы в основном были закончены. На станции торжественно подняли флаг СССР.
На обратном пути (курс был проложен высокими широтами, севернее Новосибирских островов) экипаж выполнил вторую часть задания – вдоль кромки многолетних льдов расставили ДАРМСы – дрейфующие автоматические радиометеорологические станции. 22 ноября ледокол возвратился в Мурманск. Этот рейс показал, что ледокольный флот имеет реальную возможность приступить к расширению сроков арктической навигации.