13 июля 2021 09:38
Последний бой «Пассата». Один день в истории
80 лет назад, 13 июля 1941 года, в Баренцевом море, в районе острова Харлов, три немецких эсминца в неравном бою потопили сторожевой корабль Северного флота «Пассат» (СКР-22), бывший рыболовный траулер РТ-102 «Валерий Чкалов».
РТ-102 был заложен в 1937 году на Мурманской судоверфи как рыболовецкий траулер «Валерий Чкалов» Севгосрыбтреста. 7 ноября 1940 года, после завершения ходовых испытаний, введён в состав флота и передан заказчику – тралфлоту треста «Мурманскрыба».
С началом Великой Отечественной войны, 25 июня 1941 года, траулер мобилизован, переоборудован, вооружен и укомплектован личным составом. Командиром корабля назначен лейтенант В.Л. Окуневич, капитан РТ-102. Экипаж – 43 человека. Переоборудование корабля заключалось в устройстве погребов боезапаса, монтаже и настройке средства радиосвязи и установке вооружения – двух универсальных 45-мм орудий 21-К и двух 7,62-мм зенитных пулемётов М-1 «Максим».
2 июля 1941 года СКР-22 включен в состав 1-го дивизиона сторожевых кораблей Охраны водного района Главной базы Северного флота. 7 июля 1941 года в составе отряда кораблей принимал участие в высадке десанта на западном берегу губы Западная Лица.
12 июля 1941 года «Пассат» получил приказ сопроводить конвой из двух спасательных судов ЭПРОНа – переоборудованных РТ-67 «Молотов» (командир А.А. Пушкин), который перевозил аварийную группу – 18 человек, и РТ-32 «Кумжа» с 40-тонными судоподъемными понтонами на буксире. На борту «Пассата» помимо 43 человек команды находились еще 13 пассажиров. Конвой под общим командованием воентехника 2-го ранга А.И. Кулагина следовал в Иоканьгу. Корабли шли кильватерной колонной, во главе которой был РТ-67 с командиром отряда на борту, а замыкающим – РТ-32. Несмотря на полярный день, из-за недостаточной видимости (дождь, туман) конвой следовал не вдоль берега, как предписывал приказ, а мористее.
В 3:30 утра 13 июля погода прояснилась, и штурманы отряда определили, что конвой находится на траверзе маяка Гавриловский на удалении 25-30 кабельтовых. В 3:48 сигнальщики «Пассата» услышали три выстрела и увидели всплески снарядов по курсу конвоя. Осмотрев горизонт, они увидели на северо-западе три корабля, идущих наперерез конвою. Это был отряд немецких эскадренных миноносцев: флагман 6-й флотилии Hans Lody и два эсминца 1-го дивизиона, Karl Galster и Hermann Schoemann. Командир «Пассата» В.Л. Окуневич, желая дать охраняемым безоружным судам возможность укрыться в ближайшей бухте или выброситься на отмель, приказал развернуть сторожевой корабль бортом к противнику и открыть огонь.
Однако уже второй залп немецкого отряда накрыл РТ-67, который потерял ход и остановился. РТ-32 удалось достичь берега и выброситься на камни. Эсминцы приблизились на расстояние 10-15 кабельтовых, обстреливая неподвижный траулер и «Пассат» фугасными и трассирующими осколочными снарядами. Пятый залп накрыл сторожевой корабль, уничтожив ходовой мостик вместе с командным составом, рулевыми и сигнальщиками, и «Пассат» остался без управления. Однако расчеты носового (старший комендор краснофлотец М.Е. Синицын) и кормового (командир отделения комендоров старшина 2-й статьи Т.Я. Голованов) орудий продолжали вести огонь, а команда продолжала борьбу за живучесть. После попадания еще двух снарядов «Пассат» потерял ход. Корма корабля начала погружаться в воду, и команда, спасаясь, прыгала за борт в холодную воду. 11 человек, пытавшихся спустить шлюпку, погибли – тонущий корабль затянул их под воду. Вокруг всплывшей перевернутой шлюпки собрались 8-10 оставшихся в живых членов команды. Немецкие эсминцы, следом за «Пассатом» потопив РТ-67, сделали еще несколько выстрелов по людям в воде и ушли.
Из экипажа «Пассата» остались в живых только двое раненых, которых подобрала спущенная с РТ-67 шлюпка – краснофлотец комендор кормового орудия Борис Моцель и пассажир Мефодий Трофименко.
54 члена экипажа погибли, в том числе командир В.Л. Окуневич. Вместе с экипажем погиб Александр Вяткин, старший политрук СКР-22, бывший редактор областной газеты «Полярная правда» (1938-1941), с начала Великой Отечественной войны добровольно ушедший на фронт.
Место гибели судна – 69 градусов 35 минут северной широты, 35 градусов 57 минут восточной долготы – в 1966 году объявлены приказом командующего Северным флотом координатами боевой славы.