Погода в Мурманской области 24-26 июня: прохладная

25 июня ожидается облачная с прояснениями погода, местами – небольшой, ночью на востоке и днем на западе области – умеренный дождь днем в отдельных районах – грозы. Ветер – юго-восточный, ночью – слабый, днем – умеренный. Температура воздуха: ночью +6+11°, днем +18+23°  

 

"АвтоВАЗ" начнет производство новых автомобилей

"АвтоВАЗ" планирует в течение пяти лет представить новые модели Lada и с их помощью вывести бренд в более высокий ценовой сегмент – "намного выше миллиона рублей"

В Европейской России до конца месяца установилась жара, в Мурманской области – прохлада

В Мурманской области, по прогнозам синоптиков, погода будет прохладной и дождливой. До конца июня, за редкими исключениями (22 июня), температура воздуха будет прогреваться до 12-13 градусов, а то и опускаться ниже 10. Будет пасмурно, зарядят северные дожди

«Прямая линия» Президента РФ Путина пройдет 30 июня. Как задать вопрос

Глава государства в свободном режиме ответит на вопросы, интересующие граждан страны

Большие перспективы Кольской атомной энергетики: производство водорода и строительство КАЭС-2

Определены сроки сооружения новых энергоблоков Кольской АЭС-2 – начало строительства запланировано на 2028 год, а ввод в эксплуатацию первого блока – на 2034 

О чем умолчал губернатор: в Мурманской области вновь свертывается оказание медпомощи населению

Сегодня на оперативном совещании губернатор Андрей Чибис сообщил о допограничениях, направленных на борьбу с коронавирусом, однако о свертывании оказания медицинской помощи населению региона не упомянул

Евро-2021. Полное расписание игр чемпионата Европы по футболу

26 июня, суббота: Матч 37. 1/8 финала. Уэльс – Дания (Амстердам) 19:00; Матч 38. 1/8 финала. Италия – Австрия (Лондон) 22:00

«ИСККРА» временно изменяет режим работы

Это связано с моим предстоящим переездом на постоянное место жительства из Мурманска в Москву. Связанные с этим событием естественные хлопоты, помноженные на «борьбу» с чиновничьей бюрократией, отнимают много времени

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июнь 2021 года

26 – День памяти морских пехотинцев Северного флота

Знаменитый полярный капитан, имени которого не нашлось места на карте Мурманска. К 130-летию со дня рождения Владимира Воронина

Знаменитый мореход, капитан советского ледокольного флота Владимир Иванович Воронин родился 17 октября 1890 года в селе Сумской Посад Архангельской губернии (ныне – Республика Карелия). В большой семье Владимира Ивановича было семь моряков, во флоте служили все его братья, а двоюродный дядя Федор Иванович вошел даже во всемирную арктическую историю тем, что в 1884 году спас в Баренцевом море австрийскую экспедицию Ю.Пайера и К.Вайпрехта, которая открыла Землю Франца-Иосифа (ЗФИ).

Уже в восьмилетнем возрасте с отцом принял участие в рыбном лове на Мурмане. С 1898 года – зуек на парусном боте «Св. Иван Предтеча», с 1893 года – рабочий салотопенного завода. Начал плавать матросом в 1906 году, совмещая работу с учебой в Сумпосадской морской школе. С 1912 года – матрос, штурман пароходов «Савватий», «Кандалакша», «Ломоносов» Архангельско-Мурманского срочного пароходства, штурман парохода «Федор Чижов» (с 1916). Параллельно учился в мореходном училище. Последовательно сдал экзамены на помощника капитана, капитана малого плавания, штурмана дальнего плавания.

В 1918 году чудом уцелел после гибели судна, атакованного и потопленного немецкой подводной лодкой.

После окончания гражданской войны Воронин в качестве капитана парохода участвовал в Карских экспедициях 1920-1921 годов. Основываясь на опыте этих плаваний, будучи свидетелем гибели некоторых судов, высказал ряд важных практических соображений по вопросам судовождения в Карском море. В 1926 году был назначен капитаном ледокольного парохода «Г. Седов», который использовался тогда в зверобойном промысле. Воронин считал зверобойный промысел лучшей школой для полярных капитанов.

В 1928 году на «Г. Седове» принял участие в экспедиции по спасению экипажа дирижабля «Италия». Зона их поиска находилась возле ЗФИ. В августе советские моряки впервые высадились на острове Земля Александры. Расстояние, пройденное судном в этом плавании, равнялось длине Северного морского пути. Это свое первое большое плавание в высоких широтах Арктики Воронин считал одним из важнейших.

На следующий год «Г. Седов» под командованием Воронина отправился на ЗФИ с правительственной экспедицией во главе с О.Ю. Шмидтом. Они водрузили флаг СССР на ЗФИ и открыли полярную станцию «Бухта Тихая» на острове Гукера. В этом походе был установлен рекорд свободного плавания в высоких широтах: 82°14' северной широты. При подведении итогов похода начальник экспедиции отметил большой вклад капитана в его успешное завершение.

В 1930 году экспедиция под руководством О.Ю. Шмидта на «Г. Седове», ведомом Ворониным, совершила плавание в северо-восточные районы Карского моря, до этого никем не посещенные. Было открыто четыре острова в Карском море: Визе, Исаченко, Воронина, Длинный. На острове Домашнем обустроена база экспедиции в составе Г.А. Ушакова, Н.Н. Урванцева, С.П. Журавлева и В. В. Ходова, которой предстояло сделать опись архипелага Северная Земля.

В 1932 году экспедиции во главе со О.Ю. Шмидтом на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» под командованием В.И. Воронина, вышедшей из Архангельска 28 июля, удалось 1 октября достичь Берингова пролива, совершив первое сквозное плавание Северо-Восточным проходом в одну навигацию. В Чукотском море был сломан винт. Проявив упорство и находчивость, моряки поставили паруса и, используя благоприятный ветер и течение, смогли достичь чистой воды. У кромки льда их встретил траулер «Уссуриец», который отбуксировал «А. Сибирякова» в Петропавловск-Камчатский.

Правительством, а возможно и самим Шмидтом, опыт этого плавания не был объективно проанализирован, что привело к необоснованным представлениям о том, что Северный морской путь уже освоен. На 1933 год был запланирован рейс парохода «Челюскин», не приспособленного к плаванию во льдах. Помимо сквозного плавания в одну навигацию, в задачу экспедиции входило снабжение советской колонии и смена состава на острове Врангеля, куда уже четыре года не могло пробиться ни одно судно. Воронин из-за плохого состояния здоровья не хотел идти в этот рейс, но по настоянию Шмидта согласился. История челюскинской эпопеи известна. Попав в ледовый плен в Чукотском море, судно было раздавлено льдами и затонуло 13 февраля 1934 года. Воронин последним сошел на лед и последним 13 апреля был вывезен на самолете из ледового лагеря.

После челюскинской эпопеи Воронин в течение трех лет командовал ледоколом «Ермак». Накопив огромный опыт плавания во льдах, он опубликовал серию статей по вопросам ледового судовождения. Ему принадлежала идея создания книги о тактике судовождения в полярных льдах.

Тяжелая болезнь заставила Воронина прекратить ледовые походы после 1939 года. Война застала его в Ленинграде, откуда он был эвакуирован в Ульяновск. Заслуженный капитан добился переосвидетельствования, получив справку: «Плавать в Арктике может, простужаться нельзя». В начале 1942 года Воронин начал военную службу в Архангельске: обучал военных лоцманов, а летом в качестве старшего лоцмана участвовал в проводке военных кораблей по Севморпути. В 1943-1946 годах командовал ледоколом «И. Сталин».

После войны В.И. Воронин был назначен капитаном первой советской антарктической китобойной флотилии «Слава», которая положила начало советскому изучению Антарктики.

В 1948 году он снова капитан ледокола «И. Сталин», участвующего в проведении арктических навигаций. Рейс 1952 года закончился для Воронина трагически. При проводке судов в море Лаптевых во время ночной вахты «12 октября он зашел в штурманскую рубку, взял циркуль, чтобы нанести точку на карте, но вдруг схватился за сердце, потом за голову и начал медленно оседать… На подходе к Диксону 18 октября в 00 часов 45 минут в присутствии судового врача Я.А. Воловикова капитан Воронин ушел из жизни в результате кровоизлияния в мозг». Так в своем очерке описал это событие мурманский журналист Виктор Простихин.

50 из своих 62 лет Воронин отдал Арктике. Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-1950).

Заслуги капитана Воронина отмечены двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, Нахимова II степени, «Знак Почета», Красной Звезды. Его именем названы  девять географических объектов в Арктике и Антарктике, четыре судна, в том числе ледокол Мурманского морского пароходства (действующих – ни одного), улицы в Санкт-Петербурге (Ленинграде), Северодвинске, Беломорске, Иваново, Екатеринбурге, Архангельское мореходное училище.

Похоронен в Петербурге на Шуваловском кладбище: на его могиле стоит стела из черного мрамора, под портретом выбит силуэт ледокола «И. Сталин».

 


 


Назад