17 июня 2023 09:29
«Красивое имя, высокая честь»… Именем Михаила Светлова называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки. К 120-летию со дня рождения «комсомольского» поэта
Светлов – поэт с внутренней независимостью и безупречным вкусом. Строки из его стихотворений становились цитатами, а песни, положенные на музыку композиторами, – народными. Он стал кумиром целого поколения, боготворившего его, и талантливейшим из так называемых «комсомольских поэтов». Он также был известен как автор афоризмов, получивших широкую популярность.
Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия Шейнкман) родился (4) 17 июня 1903 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).
В 1917 году окончил начальное училище, и тогда же было опубликовано его первое стихотворение. Псевдоним «Светлов» появился в 1919 году.
Вскоре он ушел добровольцем в Красную Армию.
В 1921 году Светлов перебрался в Харьков, где был назначен редактором журнала «Юный пролетарий». Здесь вышел его первый сборник стихов «Рельсы».
В 1922 году Михаил уехал в Москву и сразу занялся образованием. Он учился на рабфаке, потом на литературном факультете Московского университета, в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова. В эти годы один за другим выходили его сборники: «Стихи», «Корни», «Ночные встречи», «Книга стихов», в которых центральное место занимали героизм и романтика гражданской войны. В этих стихах талант Светлова проявился в полную силу.
В 1926 году он написал знаменитую «Гренаду», которая принесла ему всенародную известность и любовь. На слова этого популярного стихотворения множество композиторов разных стран написали музыку, а Маяковский читал наизусть на своих концертах.
Светлов также преподавал в Литературном институте и продолжал писать, в том числе и пьесы. Одно из лучших его произведений 1930-х годов – стихотворение «Каховка», которое вскоре стало песней и приобрело огромную популярность.
В годы Великой Отечественной войны поэт был корреспондентом нескольких фронтовых изданий. Наиболее известные из его военных произведений – стихотворение «Итальянец» и поэма «Двадцать восемь». Фронтовые впечатления Михаила Аркадьевича также отразились в пьесе «Бранденбургские ворота».
Но в послевоенные годы творчество Светлова оказалось в опале, его не печатали, не упоминали критики.
Он вновь занялся преподаванием и стал одним из самых любимых профессоров Литературного института. Михаил Аркадьевич постоянно был окружен молодежью, студенты обожали его, а он не мог без них.
Лишь в 1954 году после съезда писателей, на котором в защиту поэта выступили С. Кирсанов и О. Берггольц, он вернулся в литературу. Для сборника его стихов «Горизонт» и книг «Охотничий домик» и «Стихи последних лет», характерен переход от романтики к естественной разговорности. За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно присуждена Ленинская премия. Его последние произведения – пьесы: «Чужое счастье» (1953), «С новым счастьем» (1956), «Любовь к трем апельсинам» (1964), а работу над пьесой об А. Сент-Экзюпери он не успел завершить.
Михаил Светлов был также лауреатом премии Ленинского комсомола (1972, посмертно), награжден двумя орденами Красной Звезды (1942,1944).
Умер Михаил Аркадьевич Светлов 28 сентября 1964 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его именем называли пароходы, шахты, улицы и библиотеки, а в Москве в Камергерском переулке установлена мемориальная доска на «Доме писательского кооператива», где он жил.
Светлов был дважды женат. Первая жена (до 1936) – Елена Отдельнова (1912-1988/1989), работала у него машинисткой, позже окончила факультет права. Впоследствии была женой кинорежиссёра Г.Н. Васильева и писателя Е.С. Рысса. Вторая жена (с 1938) – Родам Амирэджиби (1918-1994), сестра грузинского писателя Чабуа Амирэджиби и впоследствии жена физика Бруно Понтекорво; сын – Александр (Сандро) Светлов (1939-2018), сценарист и режиссёр.
Вот одно из его стихотворений, не самое популярное, но очень нравящееся мне:
Бессмертие
Как мальчики, мечтая о победах,
Умчались в неизвестные края,
Два ангела на двух велосипедах —
Любовь моя и молодость моя.
Иду по следу. Трассу изучаю.
Здесь шина выдохлась, а здесь прокол,
А здесь подъем – здесь юность излучает
День моего вступленья в комсомол.
И, к будущему выходя навстречу,
Я прошлого не скидываю с плеч.
Жизнь не река, она – противоречье,
Она, как речь, должна предостеречь –
Для поколенья, не для населенья,
Как золото, минуты собирай,
И полновесный рубль стихотворенья
На гривенники ты не разменяй.
Не мелочью плати своей отчизне,
В ногах ее не путайся в пути,
И за колючей проволокой жизни
Бессмертие поэта обрети.
Не бойся старости. Что седина? – пустое!
Бросайся, рассекай водоворот,
И смерть к тебе не страшною – простою,
Застенчивою девочкой придет.
Как прожил ты? Что сотворил? Не помнишь?
И всё же ты недаром прожил век –
Твои стихи, тебя зовет на помощь
Тебя похоронивший человек.
Не родственник, ты был ему родимым,
Он будет продолжать с тобой дружить
Всю жизнь, и потому необходимо
Еще настойчивей, еще упрямей жить.
И, новый день встречая добрым взглядом,
Брось неподвижность и, откинув страх,
Поэзию встречай с эпохой рядом
На всем бегу,
На всем скаку,
На всех парах.
И, вспоминая молодость былую,
Я покидаю должность старика,
И юности румяная щека
Опять передо мной для поцелуя.