VII этап Кубка мира по лыжным гонкам: Отепя (Эстония), 19-20 января. Расписание стартов и трансляций

Суббота, 19 января: спринт классика, мужчины, женщины, квалификация 12:25, финалы 14:55 (Евроспорт-2, 20:00)

Погода в Мурманской области 19-20 января: крещенская

19 января ожидается облачная с прояснениями погода, местами небольшой снег, туман, изморозь. Ветер – слабый, переменных направлений. Температура воздуха: -13-18°, при прояснениях -23-28° в течение суток. Гололедица

Официальный курс евро и доллара на выходные и понедельник 19-21 января

Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара и 0,45 евро), рассчитанная по официальным курсам на выходные и понедельник, снизилась по сравнению с показателем на пятницу на 8,4 копейки, составив 70,49 рубля

Прогноз: через 10 лет Апофис опасно сблизится с Землей, а через 49 – с ней столкнется

Уникальной особенностью этого астероида является точно установленное тесное сближение с Землей 13 апреля 2029 года на расстояние 38 тысяч километров (Луна удалена от Земли на 384 тысячи километров)

В Гидрометцентре рассказали о погоде в феврале и марте

Теплее, чем март 2018 года, ожидается март 2019 года в Северо-Западном федеральном округе

V этап Кубка мира по биатлону: Рупольдинг (Германия), 17-20 января. Расписание стартов и трансляций

19 января: эстафета, женщины, 16.10 (Матч ТВ, с16.30 – Eurosport)

Новые кроссоверы, которые появятся в России в 2019 году

В 2019 году на российском рынке ожидается настоящее нашествие новых кроссоверов.

Губернатор Петербурга пригрозил выдать чиновникам лопаты для уборки снега. Мурманским – давно пора разбрасывать песок

Власти Мурманска не могут организовать уборку города, ссылаясь на то, что за нее отвечают не подчиняющиеся ей управляющие компании. А на фига, простите, мурманчанам такая власть?

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на январь 2019 года

20 – День пингвина

В Мурманской области заметно вырастет плата за электричество

На сайте Правительства Мурманской области о повышении энерготарифов пока официально не сообщается

В устье Северной Двины лежит легендарный барк «Eclipse», много лет отработавший в Арктике

В Северном морском музее Архангельска среди уникальных артефактов, повествующих об истории исследования русской Арктики, привлекает внимание палубная доска. Ее удивительную историю рассказал научный сотрудник музея Александр Белов.

Доска эта принадлежала трехмачтовому барку-китобойцу, построенному в 1867 году в Шотландии, на верфи Абердина фирмой «A. Hall Co». Барк имел обшивку из прочной сердцевины дуба, форштевень из кованого металла, а в 1877 году на барке установили паровую машину в 72 лошадиные силы, что сделало его одним из первых парусно-паровых судов Северной Европы. После смены нескольких владельцев за судном закрепилось название «Eclipse», затем корабль был куплен норвежской промысловой компанией.

Тем временем в России и мире многих волновала судьба «потерянных экспедиций» во льдах Арктики. Русское морское ведомство, столкнувшись с необходимостью расширения флота для поиска экспедиций В.А. Русанова на «Геркулесе» и Г.Л. Брусилова на «Святой Анне», запросило помощи у Норвегии, которая предоставила «Eclipse» во главе со всемирно известным Отто Свердрупом, бывшим капитаном на судне Фритьофа Нансена «Fram».

С конца лета до осени 1914 года экипаж «Eclipse» пытался исследовать Карское море, но безуспешно, так как корабль был скован ледоставом. Барк бросил якорь в небольшой таймырской бухте, которая до сих пор носит название Эклипс. Свердруп рассчитывал переждать здесь зиму, чтобы летом продолжить поиски. Зимой на связь по радиостанции вышла команда капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкого. Его экспедиция на пароходах «Вайгач» и «Таймыр», намеревавшаяся пройти Севморпутем с востока на запад, также числилась в «потерянных экспедициях». Оказалось, что их корабли зимуют в 70 милях от норвежцев. С этого момента действия команд по эвакуации части людей с пароходов на остров Диксон были совместными и слаженными. Осенью 1915 года все три корабля пришли в Архангельск. Об этих событиях Руал Амундсен сказал: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир», но на фоне войны спасение моряков казалось незначительным.

Норвежцы официально передали «Eclipse» России в 1915-м, когда судну исполнилось 48 лет. В Архангельске судно получило новое имя – «Ломоносов». В сентябре 1918 года на барке, который стоял в Гремихе, случился пожар. В результате судно затонуло, а поднять его и привести в Архангельск смогли только через десять лет. Затем барк поменял прямое парусное вооружение на косое, став шхуной. Известно, что судно эксплуатировалось на зверобойных промыслах. Есть упоминание 1931 года об участии барка в научных экспедициях А.Ф. Лактионова к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

К началу Великой Отечественной войны «Ломоносов» находился в отстое, в 1942 году получил пробоину от бомбы и частично затонул. В таком положении судно простояло много лет. Зимой 1963 года «Ломоносов» был поднят. Всех поражал корпус из черного дуба, который прекрасно сохранился. Мореный дуб не поддавался даже топору. При буксировке корпуса судна на понтонах Мурманским рукавом устья Северной Двины оно село на мель. После посадки на грунт борта барка еще возвышались над водой, но ледоходы «отесали» остатки корабля…

Много лет спустя во время поисковой экспедиции краевед Анатолий Каранин и его друг Виктор Латкин вновь обнаружили корабль при помощи местных жителей. Один из них использовал оторванную палубную доску в качестве книжной полки. Экспертиза подтвердила, что возраст и материал доски совпадает с имеющимися данными об «Eclipse». Рекогносцировка показала, что корпус, лежащий на глубине шести метров, сильно занесён песком и илом. Немногочисленные артефакты, поднятые с погибшего корабля – железные крепёжные шпильки и обнаруженный у местного жителя фрагмент палубной доски, были переданы в дар Северному морскому музею Архангельска.

Вот так до сих пор под водой в устье Северной Двины скрывается символ целой эпохи мирового кораблестроения – барк, спасавший наших моряков в Арктике.

Сейчас Экспедиционный центр Минобороны РФ рассматривает возможность рекогносцировочной экспедиции к кораблю, чтобы определить возможность подъема его корпуса для передачи его в музей.

По сообщению Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

 


Назад