Реки и озера Мурманской области очистились ото льда. Кроме Серебрянского водохранилища

На реках наблюдается спад весеннего половодья

Погода в Мурманской области 26-27 мая: севера без ветра не бывает

27 мая ожидается переменная облачность, местами осадки, ночью на севере - с мокрым снегом. Ветер - западный, северо-западный, сильный. Температура воздуха: ночью +3+8°, днём +8+13°, на юге до +18°

Официальный курс доллара и евро на выходные и понедельник 26-28 мая

Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара и 0,45 евро), рассчитанная по официальным курсам, составила 66,37 рубля

Где проигрываем: туристы назвали регионы России с лучшей рыбой и морепродуктами. Мурманска среди них нет

В топ-5 российских туристических городов с самой вкусной рыбой и морепродуктами вошли Крым, Владивосток, Санкт-Петербург, Астрахань и Калининград

Постановление Совета Федерации РФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Мурманской области»

Документ принят по итогам проведения Дней Мурманской области в Совете Федерации

Астрономы ожидают значительный рост активности Солнца в ближайшие дни

В среду, по сравнению с измерениями суточной давности, поток рентгеновского излучения Солнца, измеряемый на орбите Земли, вырос уже более чем в 10 раз. При этом наблюдается тенденция к его ещё более значительному увеличению

На широте Мурманска начался Полярный день

Полярный день в столице Кольского Заполярья начинается 22 мая и продлится чуть более двух месяцев – до 22 июля

27 мая на Центральном стадионе Мурманска состоится большой концерт, посвященный 80-летию области

Концерт продлится шесть часов – с 15:00 до 21:00

В Находке построят комплекс закрытой перевалки угля. Мурманский торговый порт в аналогичном проекте не участвует

Открытая перевалка угля в областном центре будет продолжаться

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на май 2018 года

28День пограничника

В устье Северной Двины лежит легендарный барк «Eclipse», много лет отработавший в Арктике

В Северном морском музее Архангельска среди уникальных артефактов, повествующих об истории исследования русской Арктики, привлекает внимание палубная доска. Ее удивительную историю рассказал научный сотрудник музея Александр Белов.

Доска эта принадлежала трехмачтовому барку-китобойцу, построенному в 1867 году в Шотландии, на верфи Абердина фирмой «A. Hall Co». Барк имел обшивку из прочной сердцевины дуба, форштевень из кованого металла, а в 1877 году на барке установили паровую машину в 72 лошадиные силы, что сделало его одним из первых парусно-паровых судов Северной Европы. После смены нескольких владельцев за судном закрепилось название «Eclipse», затем корабль был куплен норвежской промысловой компанией.

Тем временем в России и мире многих волновала судьба «потерянных экспедиций» во льдах Арктики. Русское морское ведомство, столкнувшись с необходимостью расширения флота для поиска экспедиций В.А. Русанова на «Геркулесе» и Г.Л. Брусилова на «Святой Анне», запросило помощи у Норвегии, которая предоставила «Eclipse» во главе со всемирно известным Отто Свердрупом, бывшим капитаном на судне Фритьофа Нансена «Fram».

С конца лета до осени 1914 года экипаж «Eclipse» пытался исследовать Карское море, но безуспешно, так как корабль был скован ледоставом. Барк бросил якорь в небольшой таймырской бухте, которая до сих пор носит название Эклипс. Свердруп рассчитывал переждать здесь зиму, чтобы летом продолжить поиски. Зимой на связь по радиостанции вышла команда капитан 2-го ранга Б.А. Вилькицкого. Его экспедиция на пароходах «Вайгач» и «Таймыр», намеревавшаяся пройти Севморпутем с востока на запад, также числилась в «потерянных экспедициях». Оказалось, что их корабли зимуют в 70 милях от норвежцев. С этого момента действия команд по эвакуации части людей с пароходов на остров Диксон были совместными и слаженными. Осенью 1915 года все три корабля пришли в Архангельск. Об этих событиях Руал Амундсен сказал: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир», но на фоне войны спасение моряков казалось незначительным.

Норвежцы официально передали «Eclipse» России в 1915-м, когда судну исполнилось 48 лет. В Архангельске судно получило новое имя – «Ломоносов». В сентябре 1918 года на барке, который стоял в Гремихе, случился пожар. В результате судно затонуло, а поднять его и привести в Архангельск смогли только через десять лет. Затем барк поменял прямое парусное вооружение на косое, став шхуной. Известно, что судно эксплуатировалось на зверобойных промыслах. Есть упоминание 1931 года об участии барка в научных экспедициях А.Ф. Лактионова к Новой Земле и Земле Франца-Иосифа.

К началу Великой Отечественной войны «Ломоносов» находился в отстое, в 1942 году получил пробоину от бомбы и частично затонул. В таком положении судно простояло много лет. Зимой 1963 года «Ломоносов» был поднят. Всех поражал корпус из черного дуба, который прекрасно сохранился. Мореный дуб не поддавался даже топору. При буксировке корпуса судна на понтонах Мурманским рукавом устья Северной Двины оно село на мель. После посадки на грунт борта барка еще возвышались над водой, но ледоходы «отесали» остатки корабля…

Много лет спустя во время поисковой экспедиции краевед Анатолий Каранин и его друг Виктор Латкин вновь обнаружили корабль при помощи местных жителей. Один из них использовал оторванную палубную доску в качестве книжной полки. Экспертиза подтвердила, что возраст и материал доски совпадает с имеющимися данными об «Eclipse». Рекогносцировка показала, что корпус, лежащий на глубине шести метров, сильно занесён песком и илом. Немногочисленные артефакты, поднятые с погибшего корабля – железные крепёжные шпильки и обнаруженный у местного жителя фрагмент палубной доски, были переданы в дар Северному морскому музею Архангельска.

Вот так до сих пор под водой в устье Северной Двины скрывается символ целой эпохи мирового кораблестроения – барк, спасавший наших моряков в Арктике.

Сейчас Экспедиционный центр Минобороны РФ рассматривает возможность рекогносцировочной экспедиции к кораблю, чтобы определить возможность подъема его корпуса для передачи его в музей.

По сообщению Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

 


Назад