Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Российская премьер-лига. 25-й тур. Расписание игр

19 апреля, пятница: "Краснодар" – "Факел" (19:00);

20 апреля, суббота: "Рубин" – "Локомотив" (14:00); "Балтика" – "Крылья Советов" (16:30); ЦСКА – "Ахмат" (19:30);

21 апреля, воскресенье: "Нижний Новгород" – "Динамо" (14:00); "Зенит" – "Оренбург" (16:15); "Сочи" – "Урал" (18:15); "Ростов" – "Спартак" (20:30)

Сразу три магнитные бури накроют Землю в апреле

В течение апреля ожидается несколько периодов геомагнитных возмущений, но прогнозы, составляемые синоптиками, могут носить только предварительный характер, поскольку магнитное поле Земли постоянно находится в движении

Вильфанд: Рано радуемся. Погода в Москве «нервничает»

С помощью ведущих синоптиков рассказываем, пора ли убирать демисезонную одежду в шкаф, а также прикидываем, каким может быть лето

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

25 – Международный день ДНК

Население Земли в ближайшие десятилетия начнет сокращаться

Для обеспечения роста численности населения показатель рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину, при этом в 2021 году мировой показатель рождаемости составил 2,23. Однако авторы статьи указывают на стабильный тренд на снижение этого значения – если в 1950 году мировой показатель рождаемости составлял 4,84, то к 2050 он, по прогнозу, составит 1,83, а к 2100 году – 1,59

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Самый известный невозвращенец: почему Рудик Нуреев сбежал из СССР и как он стал Рудольфом на Западе

Легендарному танцовщику Рудольфу Нурееву 17 марта исполнилось бы 80 лет. Солист, реформатор балета, страстный коллекционер, он был и одним из первых советских "невозвращенцев" – беглецов из Советского Союза. Почему он принял такое решение и чем это для него обернулось.

Европейское турне труппы Кировского балета в 1961 году проходило с успехом. К Нурееву – молодому танцовщику – было приковано внимание журналистов, балетных критиков и публики.

Во время той поездки он и совершил свой знаменитый побег – "прыжок в свободу", как он позже сам сказал. Именно так произошло на летном поле аэропорта Ле Бурже в предместье Парижа. Он объяснял: ему нужна была свобода, свобода передвижения и творчества. В своей автобиографии он вспоминал, как много раз его отчитывали за "опасный индивидуализм, нежелание подчиняться общим правилам": "Нуреев, твое присутствие портит здесь всю атмосферу, ты – темное пятно на чистом теле нашей труппы".

Решение остаться на Западе было рискованным. Французы могли его все же выдать советским властям. На родине оставались родные, друзья и любимый педагог – все они фактически превращались в заложников.

Да и золотых гор в новой жизни ему никто не гарантировал: пресса восторгалась им как солистом Кировского, но теперь он оказался в Париже с 50 франками в кармане – почти без друзей, без работы и ясных перспектив.

И все же "прыжок в свободу" дал ему многое. Он работал в лучших труппах мира, выступал на лучших сценах, танцевал с лучшими партнершами и в течение многих лет руководил балетом Парижской оперы.

В Ленинграде Нуреева все звали Рудиком. "И это, возможно, одна из причин, почему он бежал из Ленинграда. Он знал, что в Кировском театре он очень надолго останется Рудиком, то есть вечным мальчиком, вечным учеником… А он уже чувствовал себя Рудольфом. Честолюбец, гордец, он рано примерил к себе это великокняжеское имя", – писал известный историк балета Вадим Гаевский.

Мальчик из бедной семьи, Нуреев любил роскошь. После кончины танцора мир обошли фотографии его частных домов – настоящих дворцов. Комнаты, обставленные антикварной мебелью, на полах – дорогие ковры, стены, увешанные музейной живописью… На одной из фотографий он – уже больной, но с неизменно царственно поднятым подбородком – восседает в роскошном восточном халате. Даже в его повседневной жизни, безусловно, была некая театральность.

Жадный до работы (так говорили о нем коллеги), человек со сложным характером, деспотичный руководитель, зачастую несдержанный в своих эмоциях и поведении, Нуреев – один из самых непростых и противоречивых персонажей второй половины ХХ века. Но партнеры по сцене и публика прощали ему все – внезапные вспышки гнева, опоздания на спектакли (даже в антракте он мог убежать из театра и пропадать в злачных местах).

Ему прощали это, как только он выходил на сцену, потому что, как говорят очевидцы, его танец был удивительным и неповторимым. Великолепная техника, отточенная уже на Западе, конечно, важна. Однако главное качество Нуреева – какая-то потрясающая внутренняя энергетика. Публика его боготворила и буквально носила на руках.

Казалось бы, искусство балета, которое фиксируется для профессионалов на бумаге и для зрителей теперь на видео, совсем недолговечно: ведь ни одна съемка не дает полного представления о качестве и уровне исполнителя. Но, как ни странно, сегодня, спустя 80 лет со дня рождения Нуреева и четверть века с момента его кончины, он по-прежнему остается для зрителей великим танцовщиком.

А теперь из его биографии.

Рудольф Хаметович Нуреев (также Рудольф Хамитович Нуриев; тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев; 17 марта 1938, близ Иркутска – 6 января 1993, Париж) – советский, британский и французский артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В 1961 году после окончания гастролей труппы в Париже попросил политического убежища.

Один из наиболее значительных танцовщиков XX века, его дуэт с английской балериной Марго Фонтейн, длившийся 17 лет, считается на Западе легендарным. Танцевал по всему миру. Руководил балетной труппой Парижской оперы в 1983-1989 годах, в конце жизни пробовал себя как дирижёр. Также был коллекционером живописи и предметов искусства, покупал недвижимость в разных частях света.

Рудольф Нуреев родился в поезде, направлявшемся во Владивосток, между Иркутском и Слюдянкой. Дед – Нурахмет Фазлиевич Фазлиев. Отец, Хамит Фазлеевич Нуреев (1903 – не позднее 1985), был родом из деревни Асаново Шариповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии (ныне Уфимский район Республики Башкортостан). Достигнув совершеннолетия, принял первую часть имени отца Нур (луч, свет) в качестве своей фамилии, а фамилию сохранил в качестве отчества и стал Хаметом Фазлиевичем Нуриевым. В 1922 году перебирается в совхоз «Миловка», откуда в 1925 году призывается в Красную Армию и попадает в Казань. По окончании службы Нуреев остаётся в Казани и в октябре 1927 года поступает на двухгодичные курсы «Реализация татарского языка» при ТатЦИКе, которые оканчивает в 1929 году по специальности счетовод. В 1928 году он вступает в партию. В первый же месяц Великой Отечественной войны в звании старшего политрука отправляется на фронт в артилле­рийскую часть. Известно, что он воевал на Западном фронте, позднее преобразованного во 2-й Белорусский фронт. Прошёл всю войну от участия в обороне Москвы и затем, наступая, до Берлина.  

Мать – Фарида Аглиулловна Нуреева (Аглиуллова) (1907-1987), родилась в деревне Татарское Тюгульбаево Кузнечихинской волости Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан).

В 1941 году Рудольф с матерью оказались в эвакуации в Башкирской АССР. Начал танцевать в детском фольклорном ансамбле в Уфе, занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся там в ссылке. В 1955 год принят в Ленинградское хореографическое училище. Жил дома у своего педагога, так как не смог ужиться в интернате – другие ученики дразнили и обзывали его, считали деревенщиной.

После выпуска в 1958 году благодаря прима-балерине Наталии Дудинской остался в Ленинграде и был принят в Театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо.

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ СССР «за нарушение режима нахождения за границей» был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне, но отказался вернуться в СССР, став «невозвращенцем» – первым среди советских артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

Первые выступления Рудольфа на Западе состоялись в Париже, в Театре Елисейских Полей – он исполнил партию Голубой птицы в балете «Спящая красавица» в труппе маркиза де Куэваса и сразу имел огромный успех.

Франция отказалась предоставить Нурееву статус политического беженца, поэтому артист переехал в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена. В ноябре 1961 года он дебютировал в Лондоне, исполнив вместе с Розеллой Хайтауэр па-де-де из балета «Лебединое озеро» – вскоре после чего получил ангажемент в Королевском балете Великобритании. Более 15 лет Нуреев был звездой лондонского Королевского балета и являлся постоянным партнёром английской балерины Марго Фонтейн.

В 1964 году поставил в Венской опере «Лебединое озеро», исполнив главную партию в дуэте с Фонтейн. По окончании спектакля зрителями была устроена столь длительная овация, что занавес поднимался более восьмидесяти раз, что является театральный рекордом. Будучи премьером венской труппы, получил австрийское гражданство. Выступал по всему миру, работая чрезвычайно интенсивно. Нередко давал по 200 выступлений в год, в 1975 году число его выступлений достигло трёхсот. Участвовал в классических и современных постановках, много снимался в кино и на телевидении, ставил балеты и делал собственные редакции классических спектаклей.

С 1983 по 1989 год Нуреев являлся директором балетной труппы парижской Оперы, поставил там несколько спектаклей.

В последние годы жизни, будучи уже не в состоянии танцевать, начал выступать как дирижёр. В 1992 году дирижировал венским Резиденц-оркестром во время его европейского турне. Весной того же года по приглашению директора Татарского оперного театра Рауфаля Мухаметзянова Рудольф Нуреев посетил Казань, где дирижировал балетами «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик» (главную партию исполнила Надежда Павлова).

В 1983 году в крови Нуреева был обнаружен вирус ВИЧ. 6 января 1993 года, в возрасте 54 лет, танцовщик скончался от осложнений СПИДа. Согласно его желанию, Нуреев похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром (на фото).

Рудольф Нуреев был гомосексуалом, однако в юности имел и гетеросексуальные отношения. После побега на Запад встретился со знаменитым датским танцовщиком-гомосексуалом Эриком Бруном. Брун и Нуреев стали парой и сохраняли близкие отношения в течение 25 лет, до самой смерти Бруна в 1986 году.

Нуреев, зарабатывая немалые деньги, беспорядочно их тратил. Он покупал элитную недвижимость в Европе и Америке, требовавшую постоянных налоговых выплат и иных расходов, но в большинстве своих домов практически не жил. Ему принадлежали виллы во Франции, поместье в США и квартиры в Лондоне и Нью-Йорке. В 1979 году он приобрёл архипелаг из трёх островков, находящийся близ Позитано. На Галло-Лунго, самом большом из них, находились жилые виллы с бассейном и балетные залы, устроенные в руинах сарацинской башни. В Париже он жил в двухуровневых апартаментах на набережной Вольтера.


Назад