23 ноября 2022 11:32
Гибель теплохода «Кузнец Лесов», названного в честь простого рабочего. Один день в истории
80 лет назад, 23 ноября 1942 года, в Гренландском море, к западу от острова Медвежий, немецкой подводной лодкой U-601 торпедирован и потоплен теплоход «Кузнец Лесов» (капитан В.А. Цыбулькин) Мурманского морского пароходства, отставший от союзного конвоя QP-15 в условиях шторма и следовавший самостоятельно в Исландию.
Весь экипаж – 41 человек – погиб.
Координаты гибели парохода: 75 градусов 30 минут северной широты, 8 градусов 00 минут восточной долготы.
«Кузнец Лесов» – грузовой теплоход Мурманского морского пароходства. Вошел в строй в 1933 году (заложен в 1931 году под названием «Северолес»; переименован в честь рабочего, кузнеца Рудольфа Яковлевича Леэса (Лесова). Водоизмещение – 3974 тонны, скорость – 9,5 узла.
Немецкая подводная лодка U-601 потоплена глубинными бомбами в Северном Ледовитом океане 25 февраля 1944 г. на северо-западе Нарвика (Норвегия) британскими ВВС.
На приведенной фотографии середины 1930-х годов бригада корпусного цеха обсуждает план ремонта теплохода, название которого – «Кузнец Лесов» – отчетливо читается на борту. Казалось бы, что тут особенного? Удивительно, что крайний справа – тот самый Рудольф Лесов, в честь которого назван корабль.
За какие же заслуги судно назвали его именем? В 1933 году состоялся Всесоюзный конкурс судоремонтных заводов, по условиям которого коллектив-победитель получал Красное Знамя и право назвать теплоход, предназначенный для загранплавания, именем лучшего ударника. Первое место из 43 предприятий – участников конкурса занял Канонерский судоремонтный завод (Ленинград). По мнению рабочих, лучше всех трудился кузнец Лесов. Поэтому построенный в Ленинграде теплоход так и назвали – «Кузнец Лесов». Впервые в мировой практике новому судну присвоили имя рабочего.
Рудольф Яковлевич Лесов (настоящая фамилия Леэс) родился в 1880 году в Эстляндской губернии в семье батрака. Окончил три класса школы, с 11 лет ему пас стадо у барона Майделя. В 25 лет уехал в Ревель (Таллин), устроился рабочим на фанерную фабрику, в том же году вступил в Социал-демократическую партию.
В начале Первой мировой войны перешел работать на завод «Двигатель». Участвовал в забастовках. Когда пришло известие об отречении царя, вместе с другими рабочими освобождал из тюрем заключенных. По призыву революционера Виктора Кингисеппа записался в Красную гвардию, принимал участие в национализации мыз. В 1920 году был арестован эстонскими властями и отдан под суд.
Сам Лесов вспоминал, что обвинительный акт звучал следующим образом: «Вышеприведенные лица обвиняются в принятии участия в большевистском коммунистическом тайном обществе, которое с ведома участников поставило себе целью поднять открытое восстание против Эстонской республики и ее правительства». Лесова приговорили к десяти годам каторги, но в тюрьме он провел чуть больше полутора лет. В 1921 году Советская Россия произвела с Эстонией обмен политзаключенными, и Лесов оказался на свободе. Как отмечал он сам, «нас, обмененных, было всего 41 человек. Советское правительство отдавало за нас 75 белых».
В России Лесов, по его словам, «получил путевку на работу в Ленинградский торговый порт». Затем его перевели кузнецом в Канонерские мастерские. Кузнец не только добросовестно трудился, но и старался учиться. В 1927 году – в школе повышения квалификации на Канонерском судоремонтном заводе, в 1931 году – в вечерней школе, а позже – еще и в политшколе.
Что же касается теплохода «Кузнец Лесов», то свой первый рейс он должен был совершить в Голландию. Предполагали отправить на нем и самого Лесова. Но тот отказался. Мол, на теплоходе ему нет занятия, а быть без дела он не привык.
В начале 1938 года Рудольф Лесов заболел. Врачи определили у него тромбофлебит. С этого времени он оставил кузницу, работал в инструментальной мастерской (ремонтировал, чинил, выдавал инструмент), потом вышел на пенсию. Болезнь сломила его быстро, за полгода. Он скончался 28 июня 1938 года и был похоронен на Громовском кладбище. Рабочие Канонерского завода установили на его могиле надгробие из корабельной стали.