РЖД запускают с 28 декабря по 10 января двухэтажный «Горнолыжный экспресс» Москва – Апатиты

В поезде любители горнолыжного спорта смогут провезти свои лыжи и сноуборды бесплатно. Минимальная стоимость билета от Москвы до Апатитов в зависимости от даты оформления может составить 1 999 рублей

Некоторые категории пожилых россиян получат новогодние надбавки к пенсиям

В декабре будет автоматически проведена дополнительная выплата в размере 7 107 рублей в качестве начисления за трудовой стаж. Эту сумму смогут получить все граждане, у которых официальный трудовой стаж составляет 30 и более лет

Погода в Мурманской области 28-30 ноября: зима не торопится

29 ноября ожидается облачная с прояснениями погода, без существенных осадков. Ветер – юго-западный, умеренный, на севере области – сильный. Температура воздуха: ночью -3-8°, при прояснениях до -13°, днем от 0 до -5º. Гололедица

Мурманский торговый порт надо заставить перейти на закрытую перевалку угля

Хозяева порта, понимая, что наносят прямой вред экологии Мурманска и здоровью мурманчан, предпринимают неимоверные усилия для создания имиджа порта как передового предприятия, стараются минимизировать последствия рассеивания угольной пыли водяными пушками, защитными экранами и т.д. Хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что это мертвому припарки

Объявлен конкурс на главную роль в первом художественном фильме, снятом в космосе

Общие требования к конкурсанткам: гражданство России, возраст от 25 до 45 лет, базовое знание английского, рост 150-180 сантиметров и вес 50-75 килограммов

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на ноябрь 2020 года

28 – Начало Рождественского поста у восточных христиан

Прославленная АПЛ «К-3» Северного флота станет экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте

Морская легенда Северного флота – первая атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» – станет экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. Об этом сообщила пресс-служба СРЗ «Нерпа» (Снежногорск).

«Планируется, что первая атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» станет ключевой доминантой экспозиции проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. Внутри лодки будут восстановлены ключевые пространства и обеспечена возможность свободного доступа для всех групп населения... Лодка будет размещена на металлических опорах и укрыта стеклянным куполом», – сообщили на СРЗ «Нерпа».

В пресс-службе уточнили, что решение принято на совещании с участием представителей технического управления Военно-морского флота, АО "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" (СПМБ «Малахит»), автономной некоммерческой организации «Остров фортов».

Представители флота, проектных организаций и заводские специалисты побывали на месте стоянки К-3, обследовали внутренние помещения корабля, оценили состояние корпусных конструкций и масштабы предстоящей работы.

 «Работы по восстановлению лёгкого корпуса подводной лодки, изготовлению опорных оснований и подготовки К-3 к перегону в Кронштадт будут выполняться специалистами в Снежногорске. Проектной документацией по музеефикации АПЛ займется СПМБ «Малахит», где в своё время был разработан проект 627 (К-3)», – пояснили в пресс-службе.

Автором проекта по развитию музейно-исторического кластера в Кронштадте является АНО «Остров фортов», по их оценке К-3 в качестве музейного экспоната сможет принять первых посетителей к 2023 году.

В 2005 году АПЛ «К-3» была поставлена в акватории судоремонтного завода «Нерпа», куда пришла на утилизацию. Судоремонтники «Нерпы» первыми высказали идею сделать лодку музеем. В 2010 году было принято окончательное решение главкома ВМФ не утилизировать К-3 и сохранить её для истории.

До принятия решения по финансированию переоборудования К-3 в музей на СРЗ «Нерпа» вырезали реакторный отсек для обеспечения радиационной безопасности, изготовили макет-имитатор реакторного отсека взамен вырезанного, чтобы воссоздать первоначальный облик лодки и обеспечить ее безопасное хранение в акватории завода. В сентябре 2017 года лодка была спущена на воду и хранится на понтонах у одного из заводских причалов.

Краткая история АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»

Опытная подводная лодка с ядерной энергетической установкой проекта 627 была заложена в Северодвинске на заводе № 402 (ныне ПО "Севмаш") 24 сентября 1955 года.

Проект разработали в СКБ-143 (ныне "СПМБ "Малахит"). Он был полностью инновационным – без заимствования каких-либо схемных решений, формы корпуса, энергетической установки, скорости, оружия у других подводных лодок. Строительство корабля велось интенсивно. Над его созданием трудились 350 предприятий и организаций СССР. В документах АПЛ значилась как "Кит", получившая название за свою необычную обтекаемую форму.

АПЛ была спущена на воду 9 августа 1957 года, в сентябре начались комплексные швартовные испытания. 14 сентября был осуществлен физический пуск реакторов. 4 июля 1958 года впервые в истории отечественного подводного флота АПЛ начала движение под атомной энергетической установкой. 17 декабря 1958 года подводная лодка вступила в строй, 12 марта 1959 года была включена в состав Северного флота.

Ей был присвоен тактический номер К-3 (крейсерская). Подводная лодка имела водоизмещение надводной части 3065 тонн, подводной – 4750 тонн, скорость хода в надводном положении – 15,2 узла (28,2 километра в час) в подводном – 25 узлов (46,3 километра в час). Вооружение АПЛ состояло из восьми носовых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж насчитывал 104 человека.

В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962 года впервые в истории советского ВМФ корабль совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса.17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота К-3 всплыла в полынье около Северного полюса. В торжественной обстановке советские моряки водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. За этот поход весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, а подводной лодке вскоре присвоили имя "Ленинский комсомол".

8 сентября 1967 года на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" произошла первая и одна из самых крупных аварий. На 56-е сутки похода около двух часов ночи при возвращении корабля с боевой службы в Средиземном море, когда он находился в Норвежском море в подводном положении, загорелся первый отсек, в котором размещались торпедные аппараты и торпедный боезапас, а также места отдыха части экипажа. Пожар был объемным. Пламя практически мгновенно охватило всю верхнюю часть отсека, где отдыхали 28 человек. Выскакивающие из первого отсека подводники представляли собой бегущие факелы, которые мгновенно поджигали и второй отсек, где были расположены каюты офицеров, провизионная камера, шифр-пост и аккумуляторная батарея. Только правильные действия личного состава по герметизации отсеков по сигналу "аварийная тревога" предотвратили распространение пожара на третий отсек (Центральный пост), что способствовало спасению большей части экипажа и корабля в целом. Попытка ликвидировать пожар включением углекислотных пеногенераторов оказалась безрезультатной. Горел воздух.

Над атомоходом и экипажем нависла смертельная угроза. В первом и втором отсеках бушевал пожар, температура переборки между вторым и третьим отсеками достигала 70 градусов. Из-за повышения температуры и давления могли взорваться торпеды, в том числе с ядерными боеголовками, а также аккумуляторная батарея.

Попытка сравнять давление со вторым отсеком через систему вытяжной вентиляции привела к тому, что в центральный пост под высоким давлением хлынули дым и хлопья, а вместе с ними и угарный газ. Для проведения разведки второго отсека, в котором остались 38 человек, попытались открыть переборочную дверь, но сделать это не смогли. Как потом выяснилось, мешали тела погибших подводников.

Из-за большой концентрации угарного газа расчет центрального поста и оказавшиеся здесь по аварийной тревоге подводники из других отсеков, не успевшие включиться в изолирующие дыхательные аппараты, стали терять сознание, а один матрос погиб в трюме третьего отсека. Лодка произвела срочное всплытие, была передана радиограмма об аварии на командный пункт флота. Отравившихся 22 подводника поместили в лазарет, организованный в восьмом отсеке.

После вентилирования центрального поста началась борьба за живучесть корабля. Охлаждение переборки со стороны третьего отсека мокрой ветошью, привело к уменьшению ее температуры. Атомная энергетическая установка не пострадала и работала надежно, лодка была способна самостоятельно следовать в базу.

Через сутки подошли крейсер и три спасательных судна. Они передали на атомоход продовольствие, так как на нем провизия находилась в аварийном втором отсеке. После уточнения обстановки была вновь предпринята попытка проникновения аварийной команды во второй отсек, которая, так же как и в первый раз не увенчалась успехом. По повышению температуры переборки третьего отсека стало ясно, что пожар во втором отсеке возобновился.

Оставшиеся в живых подводники К-3 отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы прибывшие корабли ушли на безопасное расстояние от них. Осознавая угрозу, нависшую над кораблем и всем миром, они продолжали обслуживать материальную часть, управлять атомным реактором, обеспечивать движение корабля.

10 сентября аварийная подводная лодка пришла в надводном состоянии в родную базу – в Гремиху Мурманской области – с приспущенным флагом в знак скорби по погибшим.

При обследовании аварийных отсеков было обнаружено, что большая часть погибших лежала в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, опознать их было невозможно. Несмотря на то, что пожар возник в первом отсеке, наибольшие разрушения огонь нанес второму отсеку.

Комиссия специалистов, представителей науки, промышленности и флота установила, что наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в первый отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта. Струя масла с силой ударила в горевшую лампу электрического освещения и воспламенилась. Горящий факел по системе вентиляции торпед распространился по верхней части первого отсека.

Из-за существовавшей в то время строгой секретности, официально ни о борьбе с пожаром на подводной лодке "Ленинский комсомол", ни о последующем расследовании ничего не сообщалось.

Подводники, погибшие на ней, были похоронены в братской могиле в губе Западная Лица. На памятнике, установленном североморцам в вечной мерзлоте, сделали скромную надпись: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г." Рядом маленький якорь. Сейчас на братской могиле установлен мемориал.

За спасение большей части личного состава экипажа и атомохода в целом командира подводной лодки и его замполита наградили орденами Красной Звезды.

В 2011 году для выработки заключения минобороны о причинах аварии на подводной лодке был собран экспертный совет ВМФ, в состав которого вошли 30 заслуженных специалистов. Его решением от 30 июля 2012 года было признано, что "причина аварии – техническая, вина личного состава в ее возникновении отсутствует, а грамотные и самоотверженные действия личного состава предотвратили гибель подводной лодки и перерастание технической аварии в техногенную катастрофу". Особо было подчеркнуто, что "личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами".

В соответствии с указом президента Российской Федерации, подписанным 1 сентября 2014 года, орденами Мужества были посмертно награждены, спустя 47 лет после аварии, 39 подводников.

После аварийно-восстановительного ремонта АПЛ "Ленинский комсомол" продолжила службу до 1991 года, когда была выведена из состава Военно-морского флота.
В общей сложности лодка прошла около 130 тысяч морских миль. В ее честь названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане.

После списания первенец атомного флота страны долго ожидал своей участи: быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит память о первых достижениях атомного подводного флота страны.

На предприятии "Малахит" разработали проект переоборудования лодки в корабль-музей, но экономическая и политическая обстановка в стране не позволили сразу осуществить эти планы.

В 2003 году подводная лодка была переведена из Гремихи, где она базировалась, в Полярный для выгрузки отработанного топлива. В 2005 году ее доставили на судоремонтный завод "Hерпа" (Снежногорск).


 


Назад