20 ноября 2017 15:54
Мурманский депутат Александр Макаревич внес конкретные предложения по вопросам оплаты труда на Севере
В Сургуте состоялась Международная конференция "Актуальные вопросы оплаты труда на Севере: международный и национальный аспекты". Ее организатором стал Общероссийский профессиональный союз работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства ("Нефтегазстройпрофсоюз") совместно с Международной организацией труда, Глобальным союзом IndustriALL и Общероссийским отраслевым объединением работодателей нефтяной и газовой промышленности.
В работе Конференции приняли участие около 200 человек, в том числе представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, представители нефтегазовых компаний и профсоюзных организаций, а также международные партнеры. На конференции обсудили вопросы социально-экономического развития северных территорий, государственных гарантий, мотивации молодых работников к жизни на Севере, уровень и качество жизни северян.
Депутат Мурманской областной думы, председатель Комитета по труду, вопросам миграции и занятости населения, руководитель региональной организации партии «Справедливая Россия» Александр Макаревич открыл второй день конференции докладом в рамках обсуждения темы "Оценка эффективности и достаточности действующих льгот и гарантий для работников на Севере". Он задал тон дискуссии, начав свое выступление с констатации уже практически всеми признаваемого факта, что после распада СССР у России отсутствует внятная, осмысленная государственная северная политика. Прямым следствием этого стали угрожающие темпы сокращения численности населения на северных территориях, и, прежде всего, в Арктических регионах. В качестве примера Александр Макаревич сообщил, что Мурманская область за последние 26 лет потеряла 37% населения.
Депутат напомнил, что последним значимым актом проявления государственной воли в правовом регулировании особенностей оплаты труда и жизни на Севере было принятие в 1993 году Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Еще ранее (№ 76 от 04.02.1991) было подписано постановление Совета Министров РСФСР "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию Севера", которое поручало различным ведомствам, в числе других мер, разработать проекты законодательных актов РСФСР, регулирующих вопросы гарантий и компенсаций для работников, проживающих в районах Севера.
По мнению Александра Макаревича, это постановление "силаевского правительства", в части содержащихся в нем идей и подходов, во многом сохраняет свой актуальный потенциал и сегодня, особенно с учетом того, что ревизия системы северных льгот и социальных гарантий, начавшаяся с середины 90-х годов, привела к тому, что из 36 статей закона "О северах..." на сегодняшний день действует только 12.
Депутат рассказал о проблемах, с которыми из-за несовершенства законодательства сталкиваются неработающие пенсионеры северных регионов, о том, как дискриминируются работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, о судебных разбирательствах по начислению минимальной заработной платы. Александр Макаревич пояснил, что изъятие из Трудового кодекса определения МРОТ на практике достаточно быстро привело к тому, что северные надбавки стали включаться в структуру МРОТ, что неизбежно привело к снижению гарантированного государством уровня оплаты труда.
Александр Макаревич озвучил предложения по изменению законодательства с целью устранения правовых коллизий, из-за которых северянам приходится отстаивать свои права только в судебном порядке.
В частности, парламентарий отметил, что было бы правильным рассмотреть возможность принятия законодательной новеллы о бинарном (двухкомпонентном) подходе к определению величины региональной минимальной заработной платы: для граждан, которые еще не имеют трудового стажа, дающего право на надбавки, размер минимальной зарплаты мог бы устанавливаться в ныне действующем порядке; а для тех, кто имеет процентные надбавки в полном объеме, размер МЗП мог бы определяться по формуле: федеральный МРОТ + районный коэффициент + процентная надбавка. По мнению Александра Макаревича, такой подход устранил бы существующую ныне «уравниловку» в оплате труда работающих граждан, имеющих разный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, когда ее размер регулируется минимальной заработной платой, установленной в регионе.
Депутат считает необходимым законодательно урегулировать работников федеральных и региональных организаций, работающих на Севере в части формирования оплаты труда, распространив действие ст. 133.1 ТК РФ, в том числе на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
В числе предложений – вопрос о возвращении нормы закона, согласно которой листы временной нетрудоспособности оплачивались северянам в размере 100% среднего заработка вне зависимости от стажа.
Говоря о масштабах оттока молодежи из районов Крайнего Севера, Александр Макаревич отметил необходимость нормативно закрепить за молодыми людьми (в возрасте до 30-35 лет), прожившими в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет, право на получение максимального размера процентной надбавки с первого дня работы.
В заключение депутат заявил, что "северная" политика не может быть ни региональной, ни местечковой, она должна быть только государственной. Он предложил направить результаты конференции не в Правительство РФ и не в профильный комитет Госдумы, а председателям обеих палат Федерального Собрания и потом рассмотреть на Госсовете.
Участники конференции поддержали многие предложения мурманского депутата и включили их в итоговую резолюцию собрания в виде рекомендаций властям и работодателям.
Полный текст доклада Александра Макаревича можно прочитать здесь.