19 марта 2023 09:52
Российские подводные силы: настоящее и будущее
Военно-морской флот России пополнится в 2023 году сразу пятью новейшими субмаринами — тремя атомными и двумя дизельными, а после ремонта и модернизации вернутся в боевой состав еще два подводных атомохода. Кроме того, как заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) Алексей Рахманов, планируется заключить госконтракты на строительство новых серий субмарин.
Российский подводный флот в воскресенье отмечает 117-ю годовщину со дня своего основания.
Темп сдачи лодок растет
В декабре прошлого года на "Севмаше" сообщили, что оптимизируют методику заводских испытаний строящихся на верфи атомных подводных лодок проектов "Борей-А" и "Ясень-М". Это позволит сэкономить более 600 миллионов рублей и ускорит сроки сдачи кораблей.
Рахманов сообщил, что работа по сокращению сроков строительства новых атомных подлодок ведется постоянно. В ОСК стремятся сократить стапельный период строительства за счет отправки на стапель более насыщенных блоков, из которых собирается корабль.
"Сейчас атомные подлодки строятся около семи лет, задача – выйти на шесть. Эти планы должны быть реализованы к 2028 году. Новые сроки строительства будут касаться кораблей, которые будут заложены в 2027 году", – сказал Рахманов.
Таких показателей получится достичь благодаря, во-первых, ряду технологических решений, а во-вторых, за счет отладки производственных процессов при серийном строительстве.
Атомное обновление
Знаковым событием 2022 года стала передача в июле флоту уникальной исследовательской подводной лодки "Белгород" проекта 09852. "Белгород" – первая лодка-экспериментальный носитель беспилотных подводных аппаратов "Посейдон" с ядерной боевой частью. Продолжается работа над атомной подлодкой "Хабаровск", которая станет уже штатным носителем "Посейдонов". Ее сдача планируется в этом году.
В декабре 2022 года в состав ВМФ вошел стратегический атомный подводный крейсер проекта 955А ("Борей-А") "Генералиссимус Суворов" – третий корабль улучшенного проекта, вооруженный баллистическими ракетами "Булава".
В этот же день на воду был спущен еще один "Борей-А" – "Император Александр III", который должен пополнить российский флот после достройки и успешного прохождения испытаний до конца 2023 года.
Подводные лодки проекта 955 "Борей" и модернизированного 955А "Борей-А" относятся к четвертому поколению атомных подводных ракетоносцев, вооружены 16 баллистическими ракетами "Булава" и предназначены для решения задач стратегического ядерного сдерживания.
Сейчас в составе ВМФ шесть таких подлодок: "Юрий Долгорукий", "Александр Невский", "Владимир Мономах", "Князь Владимир", "Князь Олег" и "Генералиссимус Суворов". На "Севмаше" на разной стадии строительства находятся еще три лодки 955А: "Князь Пожарский", "Дмитрий Донской" и "Князь Потемкин". Они пополнят боевой состав российского флота в ближайшие годы.
Новые стратегические крейсеры призваны заменить легендарные советские лодки 667БДР ("Кальмар") и 667БДРМ ("Дельфин"). Предполагается, что их выведут из боевого состава флота к 2030 году. К этому моменту планируется сдать девятый и десятый "Бореи".
Как сообщил Рахманов, в 2023 году ВМФ также пополнится многоцелевой атомной подлодкой "Красноярск" проекта 885М "Ясень-М", а в 2024 – однотипным "Архангельском".
"Ясень-М" – модернизированная версия проекта 885. "Ясени" вооружены крылатыми ракетами "Калибр" и "Оникс", в перспективе планируется оснастить их гиперзвуковыми ракетами "Циркон", массовое производство которых начинается в 2023 году. В составе ВМФ сейчас одна лодка проекта 885 и две – модернизированного 885М. Еще шесть модернизированных "Ясеней" – "Красноярск", "Архангельск", "Пермь", "Ульяновск", "Воронеж" и "Владивосток" – в разной стадии строительства.
По словам Рахманова, помимо строительства новых кораблей, продолжается ремонт и модернизация лодок предыдущих проектов. Так, в прошлом году ВМФ России получил модернизированную АПЛ "Тамбов", в этом году вернется в состав флота многоцелевая атомная субмарина "Леопард".
Будущее дизеля
Основным типом дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ), которые поступают в российский флот, выступают "Варшавянки" проекта 636.3. Проект создан на базе еще советских подлодок проекта 877. "Варшавянки" получили новые электродвигатели и возможность запускать ракеты "Калибр" и "Оникс".
Ранее серию из шести новых ДЭПЛ этого проекта получил Черноморский флот. Подлодки активно использовались в сирийской операции для ударов по объектам боевиков из Средиземного и Черного морей. В рамках спецоперации на Украине черноморские "Варшавянки" наносят регулярные удары "Калибрами" по военной и критической украинской инфраструктуре. Аналогичная серия должна быть построена в 2024 году для Тихоокеанского флота.
По итогам 2022 года ВМФ получил новую дизель-электрическую подлодку "Уфа" проекта 636.3 "Варшавянка". В этом и следующем годах ожидается завершения строительства лодок "Можайск" и "Якутск" проекта 636.3 для Тихоокеанского флота.
В этом году флоту планируется сдать ДЭПЛ "Кронштадт" нового проекта 677 "Лада". Сейчас в составе Северного флота несет службу головная лодка проекта "Санкт-Петербург". Еще одна лодка проекта – "Великие Луки" – достраивается на "Адмиралтейских верфях". "Санкт-Петербург" вооружен только минами и торпедами, остальные "Лады" будут вооружены крылатыми ракетами "Калибр".
Беспилотное настоящее
По словам главы ОСК, спецоперация на Украине в очередной раз доказала, что на поле боя будущего основную работу должны выполнять БПЛА наземного, воздушного, а также водного и подводного базирования.
"Для нас этот тренд абсолютно очевиден на следующие 30-40 лет. Мы сформулировали для себя несколько задач, которые позволят нам такого рода беспилотники использовать. Например, для поиска полезных ископаемых, поиска и уничтожения сил вероятного противника. Воздержусь от конкретных примеров, но такие аппараты уже есть на вооружении ВМФ. Некоторые образцы беспилотных средств приняты на вооружение. У нас есть достаточно разработок, и это факт", – сообщал Рахманов.
Он отмечал, что создание беспилотных морских объектов для российского флота относится к приоритетным направлениям, но при этом не является новым для специалистов корпорации, они занимаются морскими беспилотниками более десяти лет. Сейчас инженеры работают над расширением функциональных задач морских беспилотников, а также более активному использованию элементов искусственного интеллекта.
Воздухонезависимые исследования
По словам Рахманова, работы по созданию анаэробной энергетической установки продолжаются. В инициативном порядке их ведут по двум направлениям: электрохимический генератор с реформингом дизельного топлива (АО "ЦКБ МТ "Рубин") и газотурбинный двигатель замкнутого цикла (АО "СПМБМ "Малахит"). Работы находятся в высокой стадии готовности. По результатам их выполнения ожидаются технические решения для использования в ВМФ.
Также продолжаются работы с батареями, которые используют литий. "Литий-ионные аккумуляторные батареи обладают повышенной мощностью при тех же массогабаритных характеристиках, что и существующие аккумуляторные батареи. Для принятия решения об их использовании на подводных лодках необходимо проведение дополнительных исследований по безопасности эксплуатации в замкнутом пространстве", – говорил Рахманов.
Разработка центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин" предусматривает как раз использование таких батарей совместно с анаэробной установкой, что должно существенно повысить боевые возможности перспективных неатомных подводных лодок.
Рахманов отметил, что технически самая оптимальная анаэробная установка – это ядерный реактор, а у иных вариантов есть свои риски. Разработка ВНЭУ упирается в неготовность нескольких ключевых технологических решений, а именно: хранение водорода на борту, использование надежных батарей с использованием лития, но работы по этим направлениям продолжаются.
Кроме того, интерес представляет разработка компактного источника энергии в виде маленькой ядерной установки, в этой области также ведутся исследования.