10 августа 2020 14:14
"Овсянка, сэр!" Сценарист, художник, режиссер и актер Александр Адабашьян отмечает свое 75-летие на даче в кругу семьи
Сценарист, художник и актер Александр Адабашьян планирует отметить свой 75-летний юбилей в узком кругу семьи, так как традиция пышного празднования дня рождения не сложилась с детства.
10 августа Александру Адабашьяну исполняется 75 лет.
"Юбилей отмечу, как всегда, на даче, в узком кругу семьи, ничего помпезного. Попросил ничего разорительного не дарить, потребности они мои знают, они очень скромные", – рассказал Адабашьян журналистам.
Он добавил, что традиция пышного празднования не сложилась у него с детства, так как август – это время, когда друзья уезжали с родителями из города. "А сейчас в преклонных годах интерес к пышным праздникам как-то увял", – добавил он.
Александр Артемович Адабашьян родился 10 августа 1945 года в Москве в семье армян Артёма Адабашьяна и Валентины Бархударовой. Воспитывался в русской культуре, армянским языком не владеет.
В школьные годы занимался в театральной студии, но позже увлекся рисованием. В 1971 году окончил факультет художественной обработки металлов Московского высшего художественно-промышленного училища (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова).
В 1964-1967 годах Адабашьян проходил службу в Вооруженных силах СССР.
В кино начал работать с 1970 года – художником-декоратором в дипломном фильме "Спокойный день в конце войны" Никиты Михалкова, с которым познакомился в школьные годы. Затем в качестве художника-постановщика Адабашьян принял участие в съемках картины "Петрухина фамилия", а в 1972 году с оператором Павлом Лебешевым участвовал в съемках документального фильма, освоил специальность ассистента оператора.
В 1973 году режиссер и сценарист Андрей Михалков-Кончаловский пригласил Адабашьяна помочь ему в работе над сценарием картины "Дело важнее, чем жизнь" ("Поклонник").
Затем Александр Адабашьян совместно с Никитой Михалковым написал сценарий фильма "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977).
Позже вместе с Михалковым он создал сценарии картин "Пять вечеров" (1979), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1980), "Мой любимый клоун" (1986), "Очи черные" (1987), "Одинокий охотник" (1989).
Александр Адабашьян – сценарист кинолент "Рецепт ее молодости" (1983), "Выигрыш одинокого коммерсанта" (1984), "История одной бильярдной команды" (1988), "Испанская актриса для русского министра" (1990), "Настя" (1993), "Дом" (1995), "Время любви" (1999), "Сосед" (2004) и других.
Он также написал сценарии к французскому фильму "Домби и сын" (Dombais et fils, 2007), детективу "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" (2010), драме "Косухи" (2013), семейному фильму "Собачий рай" (2013), а также вместе с Никитой Михалковым и Владимиром Моисеенко стал сценаристом драмы "Солнечный удар" (2014) по одноименному рассказу и дневникам Ивана Бунина "Окаянные дни".
Вместе с Игорем Ахмедовым, Георгием Данелией и Андреем Усачевым написал сценарий к мультфильму "Ку! Кин-дза-дза" (2013).
В 1990 году дебютировал в качестве режиссёра, сняв французский фильм «Мадо, до востребования», включённый на Каннском фестивале в программу «Перспективы французского кино» и получивший в ней главный приз. В 2002 году Адабашьян экранизировал роман Бориса Акунина «Азазель». На конечной стадии съёмок возникли разногласия с продюсерами Первого канала, режиссёр не смог отстоять собственную концепцию фильма и снял свою фамилию из титров.
В качестве художника-постановщика работал в картинах "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Матерь человеческая" (1975), "Раба любви" (1975), "Пять вечеров" (1978), "Сибириада" (1978), "Несколько дней из жизни И.И. Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Без свидетелей" (1983), "Очи черные" (1986), "Отцы и дети" (2008), "Смерть в пенсне, или Наш Чехов" (2010), "Собачий рай" (2013) и других.
Александр Адабашьян снимался в небольших ролях в фильмах "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Пять вечеров", "Сибириада" и других.
Всего он сыграл более сорока эпизодических ролей, создав на экране яркие запоминающиеся образы, такие как инженер Тимофеев в «Пяти вечерах», дворецкий Бэрримор в «Собаке Баскервилей» и Берлиоз в телесериале «Мастер и Маргарита».
Среди его главных ролей – Купец в "Двух гусарах" (1984), Тамада в фильме "Обвиняется свадьба" (1986), а также роль в комедии "Криминальные обстоятельства" (2011).
Адабашьян поставил оперы "Борис Годунов" в Мариинском театре в 1997 году и "Хованщина" в "Ла Скала" в 1998 году.
На протяжении сорока лет он читает курс лекций по кинодраматургии и изобразительному решению фильма на Высших курсах сценаристов и режиссёров. В 2000-2002 годах вёл режиссёрскую мастерскую. Преподавал в Европейской сценарной студии EQUINOXE (Франция).
Является преподавателем режиссерской мастерской Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова.
Александр Адабашьян – заслуженный художник РСФСР (1983), заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2016), лауреат Государственной премии Казахской ССР (1978). Награжден Призом молодежного жюри (1990) и Премией имени Феллини (1993, за лучший европейский сценарий) МКФ "Европа Синема" в Равенне, Премией имени Флайяно "Серебряный пегас" (1991, за лучший иностранный сценарий) МКФ в Римини.
Александр Адабашьян женат вторым браком. Первая жена – Марина Лебешева, сестра кинооператора Павла Лебешева.
Вторая жена – Екатерина Шадрина; две дочери – Александра, окончила греко-византийское отделение филологического факультета МГУ и Екатерина.
Александр Адабашьян посетил Мурманск в 2010 году в качестве члена жюри Международного кинофестиваля «Северное сияние», а в областном художественном музее экспонировалась персональная выставка Заслуженного художника России.