25 июля 2020 09:20
25 июля – День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Поздравление президента
Каждое процессуальное решение, принятое следователем, должно быть грамотным и безукоризненным и гарантировать полноту расследования, а допущенные ошибки нужно своевременно исправлять, заявил президент РФ Владимир Путин в поздравлении сотрудникам и ветеранам органов следствия России.
Он подчеркнул, что главным критерием оценки работы сотрудников следственных органов являются не отдельные показатели ведомственной статистики, а доверие общества и граждан. "Вы не просто разбираете все тонкости конкретного дела, вы отстаиваете правду, справедливость, достоинство человека, добиваетесь неотвратимого наказания для виновных и защищаете права тех, кто пострадал в результате преступных посягательств, стал жертвой незаконного преследования или лживого оговора", – напомнил глава государства.
Путин также поблагодарил сотрудников и ветеранов органов следствия за службу по обеспечению правопорядка, законности, надежной защиты интересов граждан и государства, за их значимый вклад в борьбу с преступностью, пожелав им успехов.
"Честность, принципиальность, объективность, строгое соблюдение закона всегда были нравственной профессиональной основой следователя. Эти лучшие исторические традиции достойно продолжают сегодня сотрудники Следственного комитета России, следователи министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности", – отметил президент, видео с поздравлением опубликовано на сайте Кремля.
День сотрудника органов следствия Российской Федерации отмечается в России с 2014 года, он установлен постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Документом установлена и дата празднования – ежегодно 25 июля.
День сотрудника органов следствия – профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений федеральных органов исполнительной власти – сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ и других ведомств.
Выбором даты праздника послужило конкретное историческое событие. 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.
Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорской», она подчинялась непосредственно Петру I, и к перечню ее разбирательств были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В целом – все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.
По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале XVIII века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.
До середины XIX века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже эта судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.
После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).
Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством.
Окончательное возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент РФ, а председатель Следственного комитета назначается президентом без одобрения органа законодательной власти.
Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. Независимость СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.