5 июня 2020 10:42
Крах: оборот малого и среднего бизнеса сократился в мае почти наполовину
По итогам мая выручка малых и средних предприятий (МСП) снизилась на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это следует из анализа данных онлайн-касс, который провели в IT-компании «Эвотор» для «Известий». Сильнее всего – в среднем на 70% – сократился оборот непродовольственный торговли, около 25% поступлений потеряли магазины товаров повседневного спроса. Впрочем, относительно апреля ситуация несколько улучшилась, отметили в компании: тогда выручка МСП упала в два раза. Для малых фирм такое сокращение может стать критическим, поэтому до трети предприятий самоликвидируются в ближайшее время, заявили эксперты.
В период карантина изменилось потребление: люди стали реже ходить в магазины, но приобретать больше товаров за один раз. В результате средний чек повседневных покупок вырос. В супер- и минимаркетах он увеличился на 15% к прошлому году и составил 314 рублей, в аптеках – на 14% (до 366 рублей), в табачной рознице – на 10% (до 302 рублей).
Для крупного бизнеса май прошел неплохо, свидетельствуют данные «Платформы ОФД». Несмотря на то, что объем продаж гостиниц в среднем по России упал на 87%, а ресторанов – на 61%, во многих категориях наблюдался рост. Так, выручка продуктовых супермаркетов увеличилась на 3%, а средний чек в них – на треть, до 496 рублей. Объем продаж электроники и гаджетов вырос на 14%, а товаров для строительства и хозяйства – на 12%.
В июне, по мнению экспертов, стоит ожидать существенный рост оборота одежды, обуви и аксессуаров – за время карантина на них сформировался отложенный спрос.
Сокращение оборота на 40% для большинства субъектов МСП видится критическим. Причем такие показатели не могут быть компенсированы антикризисной господдержкой, даже если предположить, что компании удастся получить ее в полном объеме, отмечают специалисты.
– Порядка 20–30% предприятий, в которых наблюдается подобное снижение выручки, самоликвидируются, а более чем 50% придется пойти на масштабное сокращение бизнеса, заявил эксперт Александр Бахтин.
Для малых и средних фирм падение оборота на 40% – сильнейший шок, которого не было ни в 2008, ни в 2014 годах, отметил аналитик Александр Рогов. Однако у МСП есть несколько преимуществ относительно крупных предприятий, которые позволят смягчить последствия кризиса: гибкость, высокая скорость принятия решений и быстрая адаптация к внешнем условиям, отметил эксперт.
Выручка малого и среднего предпринимательства начнет расти, как только им позволят начать работать, уверен член генсовета «Деловой России» Павел Гагарин. Однако после того как отложенный спрос, который накопился за время карантина, реализуется, население снова резко сократит траты – но уже на длительный срок. С этой ситуацией справиться будет сложнее, чем с карантином, резюмировал он.
В тоже время аналитики подчеркивают, что строгой зависимости между динамикой оборота и вероятностью банкротства компании нет. Если торговое предприятие работает с рентабельностью, например, 10–12%, то потеря месячной выручки за апрель и май снизит доходность бизнеса примерно на 2%.
В Минэкономразвития и Минпромторге эту статистику не прокомментировали, сообщили "Известия".