6 августа 2019 10:13
6 августа – День железнодорожных войск России
6 августа в России отмечается День железнодорожных войск РФ. Впервые этот праздник был учрежден специальным Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 19 июля 1996 года "Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации".
В настоящее время отмечается как памятный день в соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина от 18 июля 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Железнодорожные войска – специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок.
Железнодорожные войска России ведут отсчет своей истории от 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе ее управления. В соответствии с этим положением и были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги.
Важную роль железнодорожные войска сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой они построили около 300 километров ширококолейных железных дорог и до четырех тысяч километров узкоколейных, восстановили более 4,6 тысячи километров путей.
Датой создания железнодорожных войск в Красной Армии считается 5 октября 1918 года, когда приказом Народного комиссара по военным и морским делам РСФСР Л.Д. Троцкого было объявлено об их формировании.
Весом их вклад в победу в Великой Отечественной войне. Железнодорожные части и соединения особенно отличились при обороне Москвы и Ленинграда, в битвах под Сталинградом и на Курской дуге, во время стратегических операций фронтов на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Прибалтике, в странах Восточной Европы и Германии. В тяжелых, часто в боевых условиях, они восстановили около 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов, построили свыше 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов мин и фугасов.
После окончания Великой Отечественной войны железнодорожные войска активно участвовали в восстановлении и реконструкции разрушенных железных дорог, строительстве новых железнодорожных магистралей. Наиболее значительными из них являются линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Ивдель – Обь, Тюмень – Сургут, Трансмонгольская и Байкало-Амурская магистрали. Каждый девятый километр железных дорог в Советском Союзе был электрифицирован военными железнодорожниками.
Подразделения войск неоднократно привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе катастрофы на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.
С 1991 по 2005 год железнодорожные войска находились вне численности Вооруженных Сил РФ. В сентябре 1995 года указом президента РФ была создана Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Эта управленческая структура существовала до интеграции железнодорожных войск в состав Вооруженных Сил России, которая состоялась в 2005 году.
Современные железнодорожные войска по организационно-штатной структуре состоят из Главного управления железнодорожных войск и управлений железнодорожных войск военных округов. В железнодорожных войсках находятся отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности и части центрального подчинения. Начальник Главного управления железнодорожных войск – генерал-лейтенант Олег Косенков.
Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (МТО ВС РФ). В железнодорожных войсках активно идет перевооружение, до 2020 года на вооружении войск должно быть до 75% новой техники.
Отметим, что железнодорожные войска строили магистрали и в Мурманской области, в частности, они участвовали в прокладке дороги к гарнизонам Северного флота, расположенным на западной стороне Кольского залива. Фрагменты этой магистрали (ныне почти полностью разобранной, на фото) и сейчас видны с автодороги на Печенгу, в районе озера Нял и в Долине Славы.