4 марта 2019 13:44
Дизель-электроход «Лена» – знаменитый труженик Арктики и Антарктики. Один день в истории
65 лет назад, 4 марта 1954 года, поднят Государственный флаг СССР на дизель-электроходе ледового класса «Лена» – первом серийном транспортном судне для автономного арктического плавания.
Построен на голландской верфи «Де Шельде», спущен на воду в июле 1953 года. Конструкцию разработали советские ученые, корпус усиленного ледового класса. Впервые применена дизель-электрическая силовая установка. Длина – 130,19 м, ширина – 18,88 м, грузоподъемность – 6000 т., мощность – 8200 л. с., скорость – 13,2 узла.
Судно вошло в состав Мурманского морского пароходства, пришло в Мурманск 17 марта 1954 года. В этом же году совершило первый в истории Севморпути двойной сквозной рейс с грузами для арктических портов.
В 1955 году «Лена» совершила уникальный круговой рейс по маршруту Мурманск – Владивосток – Лондон.
Работала вместе с дизель-электроходом «Обь» в первых двух антарктических экспедициях (1955-1957), в 1956 году на переходе в Атлантическом океане столкнулась с айсбергом, но повреждений не получила.
В 1957 году в ходе высокоширотной экспедиции судно достигло 83°21’ северной широты. С 1958 года «Лена» использовалась для перевозки грузов в Арктике (на острова Визе, Шмидта, Уединения и другие), начинала продленную арктическую навигацию на линии Мурманск – Дудинка.
Капитаны: С.П. Губанов (1954), А.И. Ветров (с 1955).
Флаг СССР спущен 9 мая 1983 года.