24 июля 2018 18:11
Севморпуть отдают под начало «Росатома» и Вячеслава Рукши
Государственная Дума во вторник приняла в первом чтении законопроект, наделяющий госкорпорацию "Росатом" полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути (СМП).
Законопроект разработан с целью активизации развития Северного морского пути в качестве российской национальной транспортной магистрали в Арктике и развития инфраструктуры его морских портов, увеличения грузопотока.
Согласно законопроекту, на Росатом возлагаются функции по оказанию государственных услуг в области морской деятельности и по управлению государственным имуществом в районе Северного морского пути и прилегающих территорий.
В частности, предусматривается наделение Росатома полномочиями главного получателя и распорядителя и бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и государственного заказчика госпрограмм в области развития и функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП.
Предлагается также закрепить за госкорпорацией функции по разработке предложений в части формирования госполитики по развитию и устойчивому функционированию СМП, инфраструктуры его морских портов, в том числе энергетической.
Законопроектом определяются полномочия Росатома по подготовке и направлению в Минтранс предложений по созданию морских портов СМП и объектов портовой инфраструктуры для включения их в проекты схем территориального планирования в области федерального транспорта. Предусматриваются также функции по организации плавания в акватории СМП.
При этом документом закрепляется "принцип двух ключей", в соответствии с которым предусматривается утверждение Минтрансом по согласованию с Росатомом отдельных актов в сфере функционирования СМП.
К таким актам, в частности, относятся обязательные постановления в морском порту, расположенном в акватории Севморпути, правил ледокольной проводки судов, правил ледовой лоцманской проводки судов и правил проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов; перечень морских портов СМП; перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту СМП; решение об открытии морского порта СМП.
В части управления государственным имуществом в морских портах СМП Росатом предлагается наделить, в частности, полномочиями по установлению порядка сдачи в аренду федерального имущества, закреплённого за подведомственными предприятиями госкорпорации, закреплению федерального имущества в хозяйственном ведении за подведомственными предприятиями, обращению от имени РФ с заявлениями о государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, необходимые для размещения объектов инфраструктуры морских портов на побережье акватории СМП, и права собственности на такие объекты, которое возникает в соответствии с федеральными законами.
Перечень государственного имущества, необходимого для выполнения возлагаемых на госкорпорацию полномочий в области управления в сфере развития и устойчивого функционирования Севморпути, инфраструктуры морских портов СМП, будет определяться правительством РФ.
На кабинет министров также предлагается возложить полномочия по утверждению порядка навигационно-гидрографического обеспечения в акватории СМП, в акваториях морских портов СМП и на подходах к ним, которое будет осуществляться совместно Росморречфлотом и Росатомом.
Росатом сообщил, что заместителем гендиректора – главой дирекции Северного морского пути госкорпорации назначен Вячеслав Рукша, прежде занимавший должность генерального директора предприятия Росатома ФГУП "Атомфлот".
В ведении дирекции также останется управление атомным ледокольным флотом ("Атомфлот"), содержание и поддержание существующей инфраструктуры.
С 24 июля 2018 года исполнение обязанностей генерального директора ФГУП «Атомфлот» возложено на М.М. Кашку, первого заместителя генерального директора – главного инженера предприятия.
Вячеслав Владимирович Рукша родился 17 февраля 1954 года. В 1976 году окончил Ленинградское Ордена Октябрьской революции высшее инженерное морское училище им. адм. С.О. Макарова. Занимал должности советника президента ОАО «Российские железные дороги», руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта, первого заместителя министра транспорта Российской Федерации, генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство». С момента создания структуры в 2008 году и её вхождения в Госкорпорацию «Росатом» - генеральный директор ФГУП «Атомфлот».
Подробнее о Вячеславе Рукше – в интервью, которое он дал мне восемь лет назад.