20 апреля 2018 13:38
Как и ожидалось, борьба с курением привела к быстрому росту рынка нелегальных сигарет
Российский рынок нелегальных сигарет продолжает стремительно расти: в первом квартале 2018 года доля нелегальной продукции составила уже 7,7% рынка, следует из данных исследования аналитического агентства Kantar TNS.
Исследование проводилось по заказу ведущих табачных компаний, Japan Tobacco International (JTI), Philip Morris International (PMI), British American Tobacco (BAT) и Imperial Tobacco, методом интервью и обмена пачек у российских курильщиков в возрасте от 19 до 64 лет. Опрос респондентов проходил с января по февраль 2018 года.
Согласно результатам исследования, доля нелегального рынка сигарет в России значительно увеличилась: сейчас она составляет 7,7% против 4,6% годом ранее.
"По отраслевым расчетам в масштабах российского рынка объем нелегальной продукции составит около 20 миллиардов штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 миллиардов рублей дохода от табачных акцизов и НДС", – говорится в релизе по итогам исследования.
Основной объем (более 37% нелегального рынка) составляют сигареты, произведенные в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В масштабах всего рынка на их долю приходится 2,9% (порядка 7,5 миллиарда сигарет).
"Значительная часть представлена сигаретами белорусских производителей, выпущенными как для внутреннего рынка с акцизными марками Республики Беларусь, так и предназначенными для экспорта. В целом, Белоруссия остается крупнейшей страной-поставщиком нелегальных сигарет в Россию, занимая 2,2% российского табачного рынка", – добавляется в сообщении.
Любопытно, однако, что со времени предыдущего исследования резко увеличилась доля пачек сигарет с российскими предупреждающими надписями, которые, однако, находятся в обороте либо без специальной акцизной марки, либо с признаками ее подделки.
"На ее рост повлияло отсутствие до настоящего момента обязательной системы цифровой маркировки, позволяющей эффективно отслеживать производство, оборот и уплату акцизов российскими производителями", – отмечает аналитическое агентство. При этом доля пачек сигарет без спецмарки выросла до 0,9% с 0,7%, а пачек с признаками ее подделки – до 1,5% с 0,9%.
Кроме того, свою долю на российском рынке увеличивает продукция, произведенная за пределами ЕАЭС – в частности, в Объединенных Арабских Эмиратах и Сербии.
Руководитель отдела "БАТ Россия" (российская структура BAT) по противодействию незаконному обороту табачных изделий Максим Курганский отметил, что в ответ на повышение табачных налогов и цен на сигареты российские курильщики не бросают курить, а переходят на доступный контрафакт.
"Результаты исследования и зарубежный опыт говорят о том, что дальнейшее повышение акцизов в России неизбежно приведет к усугублению проблемы. Остановить распространение нелегальной продукции поможет взвешенная акцизная политика России и её соседей по ЕАЭС. Кроме того, необходимо развивать правоприменительную практику и усиливать финансовое наказание за продажу "серого" продукта", – сказал Курганский, слова которого приводятся в сообщении Kantar TNS.
По мнению вице-президента JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергея Головко, рост доли нелегального рынка на протяжении последних двух лет доказывает, что цена остается единственным ключевым фактором выбора в пользу дешевой нелегальной. "Любое повышение ставок акциза в России – без привязки к уровню акцизной нагрузки в соседних странах и покупательной способности населения в России – только способствует ценовой привлекательности и все более лояльному отношению потребителей к нелегальным сигаретам", – подчеркнул он.
В свою очередь вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко считает, что эффективной мерой борьбы стало бы введение единой минимальной цены на сигареты. "Этот механизм стал бы действенным индикатором для контролирующих органов и потребителей, позволяя быстро и эффективно определять нелегальную продукцию и выводить её из розничного оборота", – пояснил Слипченко.
"В дополнение к этому, введение фиксированной розничной цены на табачные изделия будет способствовать повышению прозрачности их оборота на российском рынке", – добавил представитель PMI.
В России с января проходит эксперимент по маркировке табачной продукции. В ходе пилотного проекта пачки сигарет будут маркироваться двухмерным кодом в формате Data Matrix, штрих-код будет содержать информацию, которая может подтвердить подлинность продукции. Предполагается, что эксперимент, в частности, позволит проверить эффективность механизма маркировки для противодействия ввоза в РФ контрафакта.