17 октября 2020 08:34
Подводная лодка Северного флота впервые перешла из Полярного во Владивосток по Севморпути. Один день в истории
80 лет назад, 17 октября 1940 года, во Владивосток пришла подводная лодка «Щ-423», впервые в истории арктического мореплавания совершившая переход в составе экспедиции особого назначения ЭОН-10 из Баренцева моря по Северному морскому пути на Тихий океан.
Перед выходом в море подлодку тщательно готовили: корпус усилили деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменили на стальные со сменными укороченными лопастями, сняли носовые горизонтальные рули, сделали съемными кормовые.
В состав экипажа вошли лучшие моряки. Учитывая сложность предстоящего плавания и слабую изученность некоторых районов маршрута, на время экспедиции экипаж «Щ-423» возглавил опытный подводник капитан 3-го ранга Измаил Зайдулин.
5 августа 1940 года в 13:15 «Щ-423» вышла из базы в Полярном.
В Баренцевом море подводников ждали первые испытания – шторм и густой туман требовали от экипажа максимум внимания и усилий в обслуживании и управлении кораблем. А в юго-западной части Карского моря подводников ждал сплошной лед.
Субмарина двинулась через пролив Маточкин Шар. Там к экспедиции присоединились ледокол «Ленин» и транспорт «Александр Серов», загруженные топливом, продовольствием и другим необходимым для плавания грузом. Карское море проходили в сложной ледовой обстановке и плотном тумане с минимальной скоростью. Подлодка боролась обледенениями, а «Александр Серов» лишился лопасти винта. Поломку обнаружили во время осмотра на острове Диксон. После ремонтных работ экспедиция двинулась дальше.
Из-за низкой температуры воздуха и забортной воды влажность в отсеках подлодки зашкаливала. Отпотевание внутри ее корпуса было настолько сильным, что походило на мелкий дождь, под которым подводники работали круглые сутки. Для отопления и просушки отсеков лодки с ледокола по шлангу подавался пар.
Транспорт «Александр Серов» потерял еще две лопасти гребного винта. В бухте Тикси его место в конвое занял теплоход «Волга».
За Медвежьими островами моряков ждали многолетние непроходимые льды. На этом участке караван проводил ледокол «Адмирал Лазарев». Так миновали пролив Лонга, Чукотское море, достигли Берингова пролива. Здесь к экспедиции присоединились подлодки Тихоокеанского флота «Л-7», «Л-82» и «Л-17». В пути субмарины застал девятибалльный шторм, но 9 сентября ЭОН-10 благополучно добралась до бухты Провидения – Северный морской путь был покорен.
Экспедиция завершилась 17 октября 1940 года. Пройдя более 7000 миль, из которых около 700 – подо льдом, оставив за кормой восемь морей и два океана, подлодка бросила якорь в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Исторический ледовый поход длился 73 дня.
Опыт, полученный в ходе экспедиции, активно использовался в годы Великой Отечественной войны.