30 мая 2020 11:15
Сергей Власьев – один из первых русских офицеров-подводников. К 140-летию со дня рождения
Сергей Власьев – капитан 1-го ранга, подводник, русский изобретатель в области вооружений.
Сергей Николаевич Власьев родился 18 (30) мая 1880 года в Ярославле. Из дворян, сын контр-адмирала Николая Всеволодовича Власьева (1837-1911) и Варвары Ивановны Власьевой.
Окончил Морской кадетский корпус (1900), курс в Морской учебно-стрелковой команде (1902), Минный офицерский класс (1903). Ученик изобретателя радио А.С. Попова.
С 1903 года – в Порт-Артуре, мичман, старший минный офицер на минном заградителе «Енисей». На второй день русско-японской войны при постановке минного заграждения в бухте Талиеван на подступах к порту Дальний «Енисей» был снесён течением на свои мины, взорвался и затонул, погибли командир, три офицера и 92 человека команды. С.Н. Власьев был тяжело ранен, спасён. Вскоре его перевели на броненосец «Пересвет». Младший минный офицер эскадренного броненосца «Цесаревич», затем «Победа» «…с заведованием установкой новых станций беспроволочного телеграфирования, пребывающих из России», 28 апреля 1904 года командирован для установки такой станции на Ляотешане. Участвовал в тралении рейда Порт-Артура на минных паровых катерах, в боевых действиях на море, несколько раз вызывался добровольцем на постановку минных заграждений «с плотиков». Участвовал в ремонте и модернизации подводной лодки системы Джевецкого, построенной в 1881 году и доставленной в Порт-Артур в 1900 году по настоянию контр-адмирала В.К. Витгефта. Просьба Власьева о выходе на ней в море была отклонена контр-адмиралом Р.Н. Виреном. Не желая бездействовать, выпросил для себя направление в состав второго морского десанта. Осенью 1904 года в составе команды матросов был направлен на сухопутный фронт в форт № 2, в сентябре совместно с начальником артиллерийских мастерских крепости капитаном Л.Н. Гобято изобрёл миномет и успешно его применил. Накануне капитуляции Порт-Артура С.Н. Власьев в ночь на 2 января 1905 года прорвался на минном катере в китайский порт Чифу.
За храбрость в русско-японской войне был награждён орденами Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
В 1906 году в числе семи офицеров отобран в Учебный отряд подводного плавания (создан 27 марта 1906 года). С 1906 года Власьев – командир подводной лодки «Макрель», с 1907 года – подводной лодки «Пескарь». 7 декабря 1907 года в чине лейтенанта зачислен в первый список офицеров подводного плавания.
Идея подводных лодок не находила поддержки в руководстве флота, в частности, их противником был капитан-лейтенант А.В. Колчак: «Идея замены современного линейного флота подводным может увлечь только дилетантов военного дела… Специально минный или подводный флот — фиктивная сила…». В конце 1907 года Власьев выступил в защиту подводного флота с докладом «Отчет командира подводной лодки „Пескарь“ о плаваниях и маневрах», и получил «высочайший» выговор от Николая II за то, что «вмешивался в прерогативы, ему не принадлежащие». Тем не менее в 1907 году Власьев назначен командиром строящейся лодки «Акула», самой крупной и современной на то время, участвовал в проектировании минного вооружения. Ему принадлежит инициатива группового использования подводных лодок в боевых операциях, разработка новых методик ведения боя.
За усилия в развитии подводного плавания в апреле 1910 года награждён орденом Св. Станислава II степени. В декабре 1912 года ему присвоено звание капитана 2-го ранга.
В Первую мировой войну, командуя «Акулой», совершил несколько боевых выходов в море. 26 августа (8 сентября) 1914 года произошла первая атака русской подводной лодки (капитан С.Н. Власьев) в Первой мировой войне. «Акула» выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам, что заставило их отойти и временно отказаться от таранного удара.
В марте 1915 года командующий Балтийским флотом наградил капитана 2-го ранга Власьева «За отличное несение дозорной службы в районе боевых действий» мечами к ордену Св. Станислава II степени. В 1915 году С.Н. Власьев назначен командиром 5-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота. С конца мая 1915 года командовал заградителем «Нарова», в августе переведён в транспортную флотилию Черноморского флота, в 1916 году – в 1-м Балтийском флотском экипаже (перемещения стали следствием проступка, подробности которого неизвестны).
В Гражданскую войну находился в Добровольческой армии и Вооружённых Силах Юга России. В ноябре 1918 года – начальник морской обороны Отдельной Одесской добровольческой бригады. В январе 1919 года назначен начальником отряда судов для действий на реках, в августе в Севастополе участвовал в приёмке от союзников кораблей Черноморского флота. В приказах на июль 1920 года именуется капитаном 1-го ранга.
В ноябре 1920 года эвакуировался из Крыма в Константинополь, состоял членом Союза (русских) морских офицеров. В ноябре 1922 года капитан 1-го ранга С.Н. Власьев возглавил переход русских тральщиков и буксиров, реквизированных французским правительством, из Константинополя в Марсель. С 1923 года – в Париже, работал таксистом. В 1928 году – член Военно-морского исторического кружка в Париже. После окончания Второй мировой войны в Париже получил советский паспорт. Скончался 3 сентября 1955 года и погребен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Отец – контр-адмирал Николай Всеволодович, дед – контр-адмирал Всеволод Алексеевич Власьев. Первая жена – Иоанна Александровна, урожд. Ян. Вторая жена – Мария Васильевна, урожд. Попова (1892-1972). От первого брака у С.Н. Власьева было трое детей: Николай, Тамара (1906-1996), Ростислав (1907-1986). Во втором браке детей не было.