3 ноября 2020 11:24
В Мурманске сожгли легендарный «Ермак», оставив городу только якорь от ледокола. Один день в истории
55 лет назад, 3 ноября 1965 года, в Мурманске открыто монументальное мозаичное панно в честь ледокола «Ермак» на торце здания областного краеведческого музея.
Здесь же, на гранитном постаменте, установлен один из подлинных якорей ледокола с цепью длиной около пяти метров. На бронзовой плите вырезана надпись: «Дедушке» ледокольного флота ордена Ленина ледоколу «Ермак».
Авторы композиции – мурманский архитектор Н.П. Быстряков, ленинградские мозаист И.Д. Дьяченко и художник С.А. Николаев.
Официальный день рождения ледокола «Ермак» – 3 марта (19 февраля) 1899 года. Именно в этот день на ледоколе, созданном по проекту адмирала С.О. Макарова, был поднят российский коммерческий флаг. Построен по заказу правительства России, спущен на воду в Ньюкасле (Великобритания) 29 (17) октября 1898 года.
Первый в мире ледокол, способный активно работать в условиях Арктики.
Имя – в честь русского покорителя Сибири Ермака Тимофеевича – определено 20 апреля 1898 года императором Николаем II по ходатайству сибирских организаций.
Большую часть своей биографии «Ермак» работал на Балтике. С 1901 года – в районах Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.
В годы Первой мировой и Гражданской войн – в составе Балтийского флота.
Впервые пришел в Мурманск летом 1934 года.
В 1938 году участвовал в эвакуации полярной станции «Северный полюс-1», установил рекорд, достигнув в свободном плавании 83 градуса 5 минут северной широты (к северу от моря Лаптевых). В 1939 году вывел из ледового плена ледокольные пароходы «Малыгин» и «Садко».
В годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн – вновь в составе Балтийского флота. В 1944 году возвращен Главному управлению Севморпути.
26 марта 1949 года награжден орденом Ленина.
С 1950 года портом приписки ледокола стал Мурманск, работал в Арктике в составе Мурманского морского пароходства. Капитанами «Ермака» были известные на Севере Павел Акимович Пономарев, Владимир Иванович Воронин, Михаил Яковлевич Сорокин, Герман Васильевич Драницын, Дмитрий Николаевич Чухчин и другие полярные мореходы.
Ледокол «Ермак» был выведен из эксплуатации 23 мая 1964 года, перед разделкой корпуса на металлолом сожжен на старом корабельном кладбище у Зеленого мыса в Мурманске 17 декабря 1964 года.