31 мая 2020 18:10
Индига – новый порт на Баренцевом море и 500-километровая железная дорога. Возможно, но маловероятно
Россия активно работает над тем, чтобы часть мирового грузопотока пошла на север. Создание нового круглогодичного порта в Индиге в Ненецком автономном округе и строительство от него ветки до железной дороги «Белкомур» может привести к появлению привлекательного евразийского торгового пути.
Железнодорожная ветка от Карпогор до Индиги протяженностью 500 км – один из новых инвестиционных проектов, обсуждающихся сейчас в рамках российской стратегии по развитию инфраструктуры в Арктике.
«В целом абсолютно нормальный, несложный рельеф, никаких особо дорогостоящих работ здесь нет», – рассказал журналистам временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области Александр Цыбульский, сообщает ТАСС.
Стоимость строительства железнодорожной ветки от более масштабного Белкомура оценивается в 200 миллиардов рублей.
Белкомур – давно планируемая железная дорога от Соликамска на Урале через Сыктывкар в республике Коми до Архангельска на берегу Белого моря. Эта железнодорожная магистраль сократит расстояние от Урала и Сибири до Архангельска на 800 километров.
Как сообщает ТАСС, в поселке Индига на берегу Баренцева моря на подготовку к строительству глубоководного круглогодичного порта уже потрачено 5 миллионов долларов. На масштабные работы по строительству портовых сооружений, которые начнутся в следующем году, заложены еще большие деньги. По данным частного инвестиционного фонда АЕОН, инвестиции в порт, который планируют открыть в 2025 году, могут превысить 300 миллиардов рублей (4,13 млрд долларов).
Новый российский арктический транспортный узел в Индиге сможет переваливать от 80 до 200 миллионов тонн грузов в год.
В числе грузов, которые пойдут по незамерзающему Баренцеву морю через Индигу, будут уголь, древесина, бумага, удобрения и химические продукты. Эти грузы, предназначенные для мирового рынка, будут поступать по новой железной дороге из Казахстана, Киргизии и Китая.
В случае ввода в эксплуатацию в 2025 году Индига станет первым крупным транспортным узлом, связывающим Азию с Арктикой.
При этом ожидается, что строительство Белкомура приведет к значительному росту грузопотока через новый глубоководный порт Архангельска. Как ранее сообщал Barents Observer, глубоководный порт в дельте Северной Двины под Архангельском будет частично построен на китайские деньги. Соглашение о намерениях по реализации проекта было подписано еще в 2016 году между компаниями «Арктический транспортно-промышленный узел “Архангельск”» и пекинской Poly International Holding Co.
«Мы сможем забрать большую часть того груза, который сегодня уходит на экспорт и уходит через Петербург, и тем самым серьезным образом создать экономические предпосылки для наших инвесторов, чтобы они здесь активнее развивались и не тратили лишние деньги на транспортировку», – рассказал Цыбульский.
Однако не все убеждены в том, что перенаправление грузопотока из Азии на мировые рынки через Арктику будет происходить с прогнозируемой скоростью.
Арильд Муе, профессор Института Фритьофа Нансена (Осло) уже несколько десятилетий занимается исследованиями российских инвестиций в Арктику и судоходства по Северному морскому пути. Он рассказал Barents Observer, что есть несколько планов развития транспортных связей между севером и югом.
«Железная дорога «Белкомур» с Урала до Архангельска обсуждается уже много лет, но практически почти ничего не происходит», – сказал Муе.
Он напомнил о предыдущих планах в отношении порта в Индиге, которые ни к чему не привели: «Сначала в Индиге планировалось создать СПГ-терминал, но этот проект забросили. Объем инвестиций очень велик».
«Не сразу понятно, в чем состоит экономическая целесообразность отправки грузов из Средней Азии или Китая через Арктику, если пунктом назначения являются западные рынки», – добавил он.