20 мая 2020 08:52
Из Колы на восток через Ледовитый океан: первая неудачная попытка. Один день в истории
255 лет назад, 9 (20) мая 1765 года, из Колы «для отыскания морского пути в Восточную Индию» на трех двухмачтовых шлюпах отправилась секретная экспедиция под командованием капитана I ранга В.Я. Чичагова.
Во второй половине XVIII века попытка проникнуть вглубь Северного Ледовитого океана, достичь полюса и пройти в Тихий океан была предпринята русскими мореплавателями. Экспедиция была организована по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова, который, основываясь на замечательном опыте русских поморов, пришел к выводу о возможности прохода на восток через Гренландское море между Шпицбергеном и Гренландией. Северному мореплаванию посвящено его сочинение «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».
О самой «возможности достигнуть от Шпицбергена через Северный полюс в восточное море» Ломоносов отзывался как об «утверждении и умножении Российского могущества на востоке», вследствие чего «усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение Восточно-северного мореплавания в Индию и Америку».
14 мая 1764 года был издан правительственный указ об экспедиции, который гласил: «Для пользы мореплавания и купечества на восток, наших верных подданных, за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку, и далее». Организация экспедиции держалась «в глубочайшей тайне, даже и от Сената до времени»; было предписано официально называть ее «Экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».
Экспедиция должна была отправиться на трех морских судах, «к сему предприятию удобных» и снабженных на два-три года и «сверх того всякими надобными орудиями без скудности». Всем судам предписывалось взять «по промышленничей избе, для зимовья, ежели оно случится».
Особенное внимание было обращено на укомплектование экипажа судов; для экспедиции подыскивались бывалые и знающие люди, знакомые с полярными условиями. Чтобы заинтересовать их в ответственном плавании, указом предписывалось «во время всего пути, всем офицерам, унтер-офицерам и рядовым, определяемым по их чинам, двойное жалованье, а наемным людям двойную плату против обыкновенной, которые и года на два впредь выдать можно».
Экспедиция была снабжена самыми совершенными по тому времени мореходными и астрономическими приборами. На каждом судне находились грегорианские трубы, две подзорные трубы, гадлеев квадрант, барометр, термометры для определения температуры воды и воздуха, приборы для определения элементов земного магнетизма, астрономические таблицы, карты и т. п.
Перед экспедицией была поставлена широкая программа научных исследований. Она должна была производить метеорологические и гидрологические наблюдения, наблюдения над льдами, измерять глубины моря и температуру, определять склонение компаса, брать пробы воды на химический анализ, изучать животный и растительный мир, собирать образцы минералов, производить этнографические наблюдения, если придется встретиться с людьми, описывая их вид, нравы, быт, платье, жилище и пищу. Предписывалось вести астрономические наблюдения, обращать внимание на приливо-отливные явления, течения, изменение характера вод и берегов и на движение льдов.
6 июня 1764 года для организации базы в бухте Кломбай на Шпицбергене отправились шесть судов под командой капитан-лейтенанта М. Немтинова. Достигнув 5 августа Кломбая и построив там рубленые избы, амбар и баню, Немтинов в том же году вернулся обратно. На базе осталась зимовать партия унтер-лейтенанта Рындина.
Начальником главной экспедиции и капитаном флагманского судна был назначен капитан В.Я. Чичагов; двумя другими судами командовали капитан И. Панов и капитан В. Бабаев. Все суда носили имена своих командиров. Корабли были построены в Архангельске для полярного плавания, имели особые крепления и специальную ледовую обшивку. На «Чичагове» имелось 16 пушек, а на «Панове» и «Бабаеве» – по 10. Экипажи судов состояли из 178 человек.
1 сентября 1764 года экспедиция Чичагова вышла из Архангельска, без препятствий достигла Кольского полуострова и расположилась на зимовку в Коле.
9 (20) мая 1765 года все три судна покинули Кольский залив. Они благополучно достигли Кломбая, но были там задержаны льдами.
3 июля Чичагов направился на запад; вскоре он снова был остановлен труднопроходимыми льдами. Корабли повернули на север. 23 июля они находились на широте 80º 26′. Встречая всюду непроходимые льды и чувствуя, что время уже клонится к осени, Чичагов, посоветовавшись с командирами других судов, решил отправиться обратно и уже 20 августа прибыл в Архангельск. Таким образом, плавание Чичагова успеха не имело.
Поспешное возвращение экспедиции вызвало недовольство Адмиралтейств-коллегии; изучив все журналы Чичагова, она пришла к заключению, что «капитан Чичагов стремился только простирать путь к северу, не подумал, что ежели бы он пошел от Кломбайской губы к западу, то мог бы, может быть, легко плыть около северных берегов Гренландии». Главное же обвинение состояло в том, что начальник экспедиции весьма рано и без основательной причины вздумал возвратиться назад.