19 мая 2020 09:44
Архангельско-Мурманское срочное пароходство – первая успешная судоходная компания на Севере России. Один день в истории
В феврале 1875 году московские предприниматели надворный советник Ф.В. Чижов, инженер генерал-лейтенант барон А.И. Дельвиг, капитан 2 ранга граф К.Ф. Литке , промышленники братья Мамонтовы и Т.С. Морозов, потомственный почетный гражданин, рыбопромышленник из Колы В.И. Смолин и еще 27 юридических лиц, создали «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства» (ТАМСП).
145 лет назад, 6 (19) мая того же 1875 года 3 августа император Александр II своим указом утвердил устав Товарищества. Старейшая судоходная компания Русского Севера.
Правление Товарищества находилось в Петербурге, в Архангельске открылась его контора, во главе с директором-распорядителем, назначаемым из числа опытных капитанов. Председателем правления был избран Ф.В. Чижов. Первым директором Товарищества стал флота генерал-майор в отставке В.Р. Шельтинг.
Товарищество приобрело за границей три судна. Мурманскую линию обслуживал пароход «Архангельск» (водоизмещение 540 тонн, мощность машины 120 лошадиных сил). По внутреннюю Беломорскую линию обслуживали два судна – винтовая «Онега» (500 тонн, 80 лошадиных сил) и двухколесная «Кемь».
В 1883 году пайщики стали получать дивиденды.
Заинтересованная в деятельности ТАМСП казна регулярно выплачивала большую субсидию на его деятельность, в состав правления Товарищества вошли представители Морского министерства, а также Министерства финансов, торговли и промышленности, видные предприниматели. В первые годы существования Товарищества размеры субсидии составляли 50-55 тысяч рублей в год, в 1896-м – 80 тысяч, в 1914 году – 289,7 тысячи рублей.
В середине 1890‑х годов Товарищество приобрело 7 новых судов, с 1877 года суда зимой базировались в Коле и в Екатерининской гавани Кольского залива. Были открыты линии: 1) Мурманская (весной) – между Екатерининской гаванью, Вардё (Норвегия) и Мурманскими становищами (один раз в неделю); 2) Мурманская (летом) – между Архангельском, Колой и Вардё, с заходом в попутные становища и колонии Мурманского берега (один раз в неделю); 3) Варангерская – между Екатериниской гаванью, Печенгским монастырем и Вадсё (Норвегия), с заходом в попутные становища (один раз в неделю); 4) Онежская – между Архангельском, Онегой, Кемью и Соловецким монастырем; 5) Кандалакшская – между Архангельском, Кемью, Кандалакшей и Кузоменью; 6) Новоземельская – два раза в навигацию. В 1895 году стала работать Печорская линия (между Архангельском, Мезенью и Печорой). С 1904 года осуществлялись рейсы вдоль Кольского полуострова специально для обслуживания рыбных промыслов.
В конце XIX века компания имела 10 пароходов, в начале XX века – 14 кораблей. Стоимость имущества в 1911 году составляла 2 448 тысяч рублей, акционеры получали дивиденды по 40-48 рублей на пай. В 1912 году основной капитал составлял 1 312 000 рублей.
В годы Первой мировой войны пароходство обеспечивало доставку грузов и людей на строительство Мурманской железной дороги, материалы и оборудование для строительства маяков и телеграфных станций на побережье Баренцева и Белого морей.
6 мая 1918 года имущество Товарищества было национализировано. Во время гражданской войны и интервенции работа Товарищества возобновлялась, в дальнейшем часть пароходов угнали за границу, а те, что остались, в начала 20-х годов составили основу Беломортрана, а позднее государственного Северного морского пароходства СССР.
На фото: пароход «Великая Княгиня Ксения» Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (1909).