25 сентября 2019 11:27
Комплексная экспедиция Северного флота завершает работу на Земле Франца-Иосифа
Комплексная экспедиция Северного флота на Землю Франца-Иосифа, действующая на спасательном буксирном судне (СБС) «Алтай», приступила к завершающему этапу исследований архипелага. Через неделю судно вернётся в главную базу Северного флота – Североморск, откуда 15 августа начинался его поход в Арктику.
Работы прошедшей недели были направлены на изучение внутренних областей архипелага. Несколько дней ушли на комплексное обследование острова Алджера и близлежащих островов. Моряки-североморцы вместе с учеными Русского географического общества (РГО) и национального парка «Русская Арктика» неоднократно высаживались на берег и проводили детальный осмотр исторических мест истории освоения архипелага. Специалисты обследовали зимовье экспедиции Циглера-Болдуина – «Camp Ziegler» 1902 года, которое также использовалось участниками экспедиции Энтони Фиала 1903-1905 годов. Большой интерес вызвало состояние промежуточного лагеря этой экспедиции 1904 года. Биологи РГО, как и ученые экспедиции Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Георгий Седов» 1930 года, собрали биологические материалы.
После дистанционного осмотра животного мира острова Матильды «Алтай» направился проливами Маркама и Британский канал к острову Джексона, где на островке Кверини был выполнен поиск биологических следов нарвалов.
Вознаграждением для исследователей стало обнаружение и исследование продовольственного склада экспедиции Ивлина Болдуина 1901-1902 года на южном побережье острова Грили. Специалисты отметили стремительное разрушение объекта под воздействием сползания осадочных пород из-под ледника. Учёные нашли исторические артефакты – остатки снаряжения первооткрывателей: нарты, лыжи, пилы и другие предметы. Для сохранности часть находок перенесена от кромки воды вглубь острова.
Впервые в мировой истории экспедиционный отряд прошел морским проливом между островами Угольной Копи и Грили. Ранее там проходили либо по льду, либо на лодках. СБС «Алтай» стал первым среднетоннажным судном, прошедшим этим безымянным проливом. Перед проходом пролив был обследован гидрографической группой экспедиции. Её специалисты провели необходимые промеры глубин и скорости течения.