Признаки изменения климата за последние пять лет заметно усилились

Концентрация парниковых газов в атмосфере достигло рекордных уровней, за пять лет увеличившись на 20%, а общая средняя температура в мире увеличилась на 1,1 °C по сравнению с доиндустриальным периодом

Сергей Шойгу: «Мы сразу договорились: надо прекратить врать. Многое скрывалось или искажалось»

Министр обороны РФ, Герой России, генерал армии Сергей Шойгу дал первое развернутое интервью за семь лет. Предлагаем вашему вниманию его ответы на наиболее интересные вопросы

Росгидромет опубликовал прогноз погоды на зимний период: октябрь – март

Для Мурманской области температура октября и ноября прогнозируется «выше нормы», декабря-марта – «около нормы»

Погода в Мурманской области 21-24 сентября – северная, осенняя: дождь, снег, ветер

24 сентября ожидается облачная с прояснениями погода, местами осадки в виде дождя и мокрого снега. Ветер - северо-западный, умеренный. Температура воздуха: ночью от -3 до +2°, днем +2+7°

В Мурманской области началось строительство Кольской ветроэлектростанции

Ветровая электростанция будет располагаться вдоль дороги Мурманск – Туманный – Териберка. Ввод Кольской ВЭС в эксплуатацию запланирован на конец 2021 года. Ветропарк будет оснащен 57 турбинами

Арктическая группировка Северного флота провела учения с боевой стрельбой в районе архипелага Земля Франца-Иосифа

Учение проходило в штормовых условиях при волнении моря до 4-х баллов и сильном порывистом ветре

Мост через реку Тулома в Коле закрыт. Изменено расписание автобусов на западный берег Кольского залива

С 10 сентября мост через реку Тулома в городе Коле закрылся на реконструкцию, которая продлится не менее двух лет

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2019 года

23 – День осеннего равноденствия

21 мая – День полярника в России

21 мая в России отмечается День полярника. Впервые он праздновался в 2013 году.
С инициативой учреждения нового профессионального праздника в декабре 2012 года выступили члены Совета Федерации, в частности, сенатор, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров.

21 мая 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об установлении Дня полярника в России.

Дата праздника – 21 мая – выбрана не случайно: в этот день в 1937 году начала работу первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс", которая позднее была названа "Северный полюс-1" ("СП-1").

Решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции Политбюро ЦК ВКП(б) приняло в феврале 1936 года. Станция предназначалась для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно-хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелетов советских самолетов и т.д. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолетами с посадкой на лед. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции "Север-1" был назначен академик Отто Шмидт.

Начальником полярной станции "Северный полюс-1" был утвержден Иван Папанин; в персонал станции были включены океанолог Петр Ширшов, геофизик-метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель.

В качестве транспортных самолетов выбрали АНТ-6 (ТБ-3) Андрея Туполева, отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъемности и дальности полета. Четыре таких самолета, названных "Авиаарктика", были доработаны применительно к арктическим условиям.

Командиром летного отряда и флагманского АНТ-6 был назначен Михаил Водопьянов. Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолет АНТ-7 (Р-6). Исходная база для броска на полюс была организована на острове Рудольфа, самом северном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, являющемся ближайшей к Северному полюсу сушей (расстояние – около 900 километров). Туда заблаговременно по морю доставили запасы горючего и продовольствия, был установлен радиомаяк и подготовлен аэродром.

Перебазирование отряда самолетов из Москвы на остров Рудольфа ввиду неблагоприятных погодных условий и весенней распутицы на промежуточных аэродромах заняло около месяца (с 22 марта по 19 апреля 1937 года). Летели с посадками в Холмогорах (здесь на самолетах колесное шасси заменили лыжами), Нарьян-Маре и на полярной станции Маточкин Шар. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды.

21 мая 1937 года флагманский самолет экспедиции поднялся с острова Рудольфа и, перелетев 20 километров за Северный полюс, приземлился на дрейфующую льдину.

На самолете прилетели 13 человек, в том числе четверо полярников. Следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лед только 5 июня. 6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс-1", в тот же день самолеты, доставившие на полюс зимовщиков и 10 тонн грузов, отправились в обратный путь.

На льдине осталась четверка исследователей, которых впоследствии стали называть по фамилии начальника папанинцами: Ширшов, Федоров, Кренкель, Папанин. В распоряжении полярников была палатка для жизни и работы, две мачты радиостанций, соединенных антенной, ледяные склады, мастерская, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца, необходимого при определении местонахождения лагеря и скорости дрейфа льда.

Предполагалось, что экспедиция будет работать в районе Северного полюса год, в течение которого будут проведены многочисленные эксперименты и исследования.

Каждый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в стандартные сроки наблюдений полярники отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Станция "СП-1" пробыла на льдине 274 дня. За это время она была вынесена дрейфом льдов в Гренландское море. Льдина, проделав путь в 2500 километров по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю, превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами.

19 февраля 1938 года полярников сняли с льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман" в нескольких десятках километров от берегов Гренландии, и 15 марта их доставили в Ленинград.

На станции "Северный полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции "СП-1" не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надежные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.

В результате проведенных наблюдений было установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают к Северному полюсу, что опровергло представление о безжизненности приполярого региона.

Члены полярной станции "Северный полюс-1" участвовали в метеорологическом обеспечении перелетов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку, а также последнего полета экипажа Сигизмунда Леваневского и экипажей, участвовавших в поисках его самолета.

6 марта 1938 года результаты экспедиции были представлены общему собранию Академии наук СССР, и получили высокую оценку от специалистов. Всем четверым членам экспедиции присвоили звание Героя Советского Союза.

Станция "Северный полюс-1" открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные ее наблюдений вошли в золотой фонд науки.

Сегодня мировой интерес к Арктике особенно возрастает. Россия многие годы изучала регион с помощью ледовых дрейфующих станций "Северный полюс". Программа таких станций была свернута в 2013 году после эвакуации "Северного полюса-40" из-за аномальных природных процессов в арктической зоне. В 2015 году российская станция функционировала не в годовом, а в сезонном режиме, и проработала с 18 апреля по 9 августа 2015 года.

Происходящие изменения ледовых условий в высокоширотной Арктике сделали работу ученых на дрейфующем льду весьма сложной. Продолжить исследовательские традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций "Северный полюс" в высокоширотной Арктике призван проект "Трансарктика-2019", организованный Росгидрометом.

Экспедиция "Трансарктика-2019" стартовала 20 марта 2019 года на борту научно-экспедиционного судна "Академик Трешников". Она включает четыре этапа, на каждом из которых будут проведены натурные междисциплинарные исследования изменений природной среды Северного Ледовитого океана.

В рамках первого этапа судно было введено в лед севернее Земли Франца-Иосифа, где была организована сезонная дрейфующая научно-исследовательская станция "Северный полюс-2019". Ее торжественное открытие состоялось 30 марта. Первый этап завершился 20 мая 2019 года в Мурманске.

В рамках второго этапа запланирована программа комплексного мониторинга состояния и загрязнения акваторий Баренцева и Карского морей на вековых разрезах на научно-экспедиционном судне Росгидромета "Михаил Сомов". Третий этап пройдет на борту научно-исследовательского судна Росгидромета "Профессор Мультановский": ученые проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России – от Чукотского до Баренцева. Четвертым этапом экспедиции "Трансарктика-2019" станет проект "Арктический плавучий университет" на борту научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов". Во время рейса студенты ведущих российских и зарубежных университетов получат практические навыки работы в высокоширотной Арктике.

С 2000 года организуется комплексная высокоширотная арктическая экспедиция и одноименная дрейфующая база "Барнео". Это проект Русского географического общества. На базе работают ученые из разных стран. Они ведут гидрометеорологические и ледовые наблюдения, которые позволяют, сравнивая год от года изменение толщины льда, температуры воды и воздуха, оценивать направленность климатических изменений.

В 2019 году ледовый лагерь в Арктике впервые за его 18-летнюю историю был отменен.

С развитием арктических проектов многократно возросло количество населения, причастного к освоению северных территорий. Полярниками стали не только герои-первопроходцы, но и обычные люди, представители множества разных профессий, которые обеспечивали и продолжают обеспечивать деятельность в Арктике.

По экспертным оценкам, общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек. В Минприроды полагают, что к полярникам можно отнести специалистов, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жителей районов Крайнего Севера, геологов и океанологов, военнослужащих и газо- и нефтедобытчиков.

 


Назад