25 апреля 2019 16:25
Китайская корпорация CNOOC покупает у "Новатэка" 10% в "Арктик СПГ-2", французская Total, уже сделавшая это, вкладывается в строительство терминала в Мурманской области
Китайская государственная нефтегазовая корпорация China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) подписала с "Новатэком" обязывающее соглашение по вхождению в проект "Арктик СПГ-2" с долей в 10%, говорится в сообщении "Новатэка".
Соглашение было подписано в рамках международного форума "Один пояс, один путь", отмечается в релизе. При этом ранее 25 апреля "Новатэк" объявил о подписании аналогичного документа с дочерней компанией Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) – CNODC, которое также подразумевает продажу 10% в проекте "Арктик СПГ-2" китайской компании.
"Мы рады, что CNOOC стал нашим новым партнером по проекту "Арктик СПГ-2", поскольку Китай является одним из основных рынков сбыта нашего СПГ. Проект "Арктик СПГ-2" будет инновационным для мирового газового рынка, а накопленный нами опыт строительства арктических СПГ-проектов, отработанная логистическая модель с выходом на перспективные рынки сбыта и значительные запасы углеводородов являются базой для успешной реализации этого проекта мирового уровня", – приводятся в релизе слова главы "Новатэка" Леонида Михельсона.
Российский НОВАТЭК и французский энергетический гигант Total намерены углубить сотрудничество в арктических регионах России, в том числе подписав соглашение о продаже французской компании 10% в проектах по строительству перегрузочных терминалов на Камчатке и в Мурманске. При этом французам уже так или иначе принадлежит аналогичная доля в проекте НОВАТЭКа по сжижению газа "Арктик СПГ-2", и останавливаться на достигнутом французский гигант не намерен.
Тема вхождения в проекты перегрузочных хабов в Мурманске и на Камчатке становится для Total, исторически претендующей на "особые отношения" с Россией (напомним, головной танкер класса Yamalmax носит имя трагически погибшего главы компании Кристофа де Марджери, убежденного сторонника сближения), уже настолько актуальной, что никому не надо ничего объяснять и никого ни в чем убеждать. К тому же потенциальные инвестиции французской стороны в проекты перевалочных хабов еще и довольно "бюджетны": за 10% они вкладывают в каждый хаб, по оценкам аналитиков, "всего" от семи до десяти миллиардов рублей.
Поясним, о чем тут идет речь. С места отгрузки на Ямале СПГ развозят по Северному морскому пути сравнительно дорогие как в производстве, так и в обслуживании танкеры ледового класса Arc-7, способные пройти через подходной канал порта Сабетта. И отправлять эти "тяжелые" суда, способные к самостоятельному плаванию в однолетних арктических льдах толщиной до 1,5-1,7 метра, развозить товар по всему свету как минимум несколько неразумно. Поэтому они будут доставлять сжиженный русский арктический газ только до незамерзающих вод Баренцева моря в Мурманск и в Петропавловск-Камчатский, откуда газ уже пойдет к покупателям на обычных СПГ-танкерах. Проектируемый объем перевалки в мурманской бухте Ура составит 20 миллионов тонн СПГ в год, в Петропавловске – столько же, но с возможностью увеличения почти в два раза: азиатские рынки СПГ все равно на сегодняшний момент времени выглядят куда более перспективными.
"Арктик СПГ-2" – второй проект "Новатэка", связанный с производством сжиженного природного газа, после "Ямала СПГ". Он будет реализован на базе Утреннего месторождения в ЯНАО. В рамках проекта планируется построить три технологические линии мощностью 6,6 миллиона тонн каждая (19,8 миллиона тонн СПГ в год). Ожидаемый срок запуска первой линии – 2022-2023 годы, с последующим запуском остальных линий в 2024 и 2025 годах.