15 августа 2018 12:51
Медведев подписал распоряжение о заключении концессии по проекту Северного широтного хода – Сталинской трансполярной магистрали
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения для начала строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ), сообщается на сайте кабинета министров.
"В рамках реализации механизма частной концессионной инициативы в федеральных проектах в сфере транспорта на основе концессионного соглашения с ООО "СШХ" ("Северный широтный ход") будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта "Обская – Салехард – Надым", – говорится в пояснительной записке к документу.
Общая стоимость проекта по созданию Северного широтного хода протяженностью около 700 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему оценивается в 230 миллиардов рублей. Согласно информации РЖД, в частности, часть концессионера может составить 113 миллиардов рублей, РЖД – 105 миллиардов рублей.
В рамках концессии будет построено более 350 километров железнодорожного пути, мосты через реки Обь и Надым. Строительство СШХ запланировано на 2018-2023 годы. Прогнозируемый объем перевозок – 23,9 миллиона тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).
Собственно говоря, речь идет не просто о новой железной дороге. А о части так и не завершенного в связи со смертью Сталина плана сооружения так называемой Трансполярной магистрали (или Великого Северного железнодорожного пути), которая должна была соединить берега незамерзающего Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири, с дальнейшим продолжением на восток вплоть до Татарского пролива. Параллельно, с развитием ледокольного флота, там же должен был развиваться и Северный морской путь. Ну а дополнительно, на юг должны были идти, в том числе и в долинах великих сибирских рек, "широтные" магистрали, соединяющие великий северный путь с основными действующими и строящимися железнодорожными магистралями страны.
Действующим участком проекта в настоящее время остается Северная железная дорога, упирающаяся в "тупик" – город Лабытнанги, расположенный на европейском берегу Оби, прямо напротив стоящего, в свою очередь, на азиатском берегу Салехарда – столицы ЯНАО и газовой столицы России. Города до сих пор и не соединены даже мостом (летом – паромы, зимой – ледяной "зимник").
Северный широтный ход, во-первых, охватит новые участки и соединит наконец два берега могучей в своем нижнем течении Оби, а заодно Салехард и Лабытнанги. А во-вторых, Северный широтный ход замкнет в единую сеть Свердловскую и Северную железные дороги, что еще и частично "разошьет" в смысле логистики некоторые узкие места трансевразийского транспортного коридора.
СШХ откроет доступ для предприятий Уральского промышленного кластера не только к Северной железной дороге, но и к Северному морскому пути.
Проект впервые в российской железнодорожной практике будет реализован в рамках государственно-частного партнерства в форме концессии. РЖД в рамках своей части инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево. У еще одного участника проекта, ПАО "Газпром", своя задача и свой фронт работ: завершение строительства и ввод в эксплуатацию собственной железнодорожной линии Надым – Пангоды. По данным пресс-службы "Газпрома", протяженность этого участка – 112 километров. Наконец, "дочка" РЖД, "СПК-Концессионер", как раз и созданная для привлечения сторонних инвестиций, должна будет обеспечить финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. Ею будет построена едва ли не самая сложная и интересная в инженерном отношении часть проекта: железнодорожная часть мостов через реки Обь и Надым и подходы к ним. А также новый железнодорожный участок Салехард – Надым длиной в 353 километра.